Виктор Мережко родился 28 июля 1937 года в немецкой колонии Ольгенфельд Александровского района Ростовской области, в семье директора молочных заводов Ивана Севастьяновича Мережко и лаборанта Александры Ефимовны Гончаровой. В 1952 году вместе с семьёй переехал в село Русская Поляна под городом Черкассы, учился в украинской школе и выучил язык. Первая попытка связать жизнь с кино оказалась неудачной - экзаменов в Киевский политехнический институт на факультет киноинженеров он не выдержал. После нескольких лет заработков он поступил в Украинский полиграфический институт им. Ивана Фёдорова, по окончании которого в 1961 году был распределён в ростовское издательство «Молот», где работал инженером-технологом.
- Дело в том, что я в этой жизни прожил пять жизней и все - разные. Первая - детство, юность, работа грузчиком леса в Архангельской области. Вторая - Львовский полиграфический институт и студенческие годы. Третья - работа инженером-технологом в крупнейшем издательстве "Молот" в Ростове. Четвертая - это ВГИК и первая (и единственная!) женитьба на красивой девочке из Ростова Тамаре, которая была на десять лет меня моложе. Она, подарив мне двух детей Машу и Ваню, и была для меня лучшей женщиной и женой до самого своего последнего вздоха. Пять лет назад ее не стало. Никого лучше ее я в жизни больше не встретил и вряд ли встречу. Поэтому холост и предпочитаю семейную жизнь с детьми, а не с женщинами. Это пятый отрезок жизни, который я сейчас и проживаю.
фрагмент интервью Виктора Мережко газете "Аргументы и факты" (13.08.2002)
Спустя 2 года Мережко второй раз пытается связать себя с кино - и на этот раз удача улыбается ему. С 1964 по 1968 годы он обучается во ВГИКе (мастерская Алексея Спешнева, затем — Ильи Вайсфельда). Уже на втором курсе он пишет дебютный сценарий, воплощённый в фильм - «Зареченские женихи».
В дальнейшем по сценариям Виктора Мережко было снято пятьдесят фильмов. Наиболее известные его работы - "Родня", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Полёты во сне и наяву" и "Одинокая женщина желает познакомиться".
— Виктор Иванович, по вашим сценариям и пьесам, наверное, можно будет изучать нравы эпохи?
— Может быть. Я прошёл три этапа в творчестве: деревенский,затем — деревенские жители в городе и, наконец, драма горожан. Сейчас мне чаще заказывают пьесы. Композитор Алексей Рыбников вернулся к нашей давней затее, осуществить которую предполагает с Марком Захаровым: поставить пьесу “М.М,” — Модест Мусоргский. Личность трагическая, странная, архиталантливая, композитор, писавший музыку XXI века. Я с радостью согласился. Пишу пьесу “Кавказская рулетка", для которой придумал замечательный сюжет. Это отзвуки чеченской трагедии: пожилая женщина разыскивает сына...
из интервью Виктора Мережко "Российской газете" (25.07.1997)
Были в послужном списке Виктора Ивановича и мультипликационные работы. Именно он был соавтором сценария к советско-японскому мультсериалу "Приключения пингвинёнка Лоло".
— Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, что вас вдохновило, чтобы написать сценарий к мультфильму «Приключения пингвиненка Лоло». Это мой самый любимый мультик с детства, смотрела много раз, первая часть нравится больше всего. Правда, что это совместный проект СССР и Японии?
— Я с детства обожаю мультики. Как-то меня пригласили написать несколько сценариев мультфильмов. Им понравилось, как я пишу. А потом был такой великолепный журналист-японист Владимир Цветов, он Митте предложил взять меня в соавторство на фильм «Послание в будущее». Так японцы меня заметили и пригласили написать сценарий. Я сел, написал сценарий, полетел в Японию на две недели. Общение с японцами доставило колоссальное удовольствие. Сняли советско-японский фильм «Приключения пингвиненка Лоло». Он получился добрый и нежный.
из интервью Виктора Мережко газете "Московский комсомолец" (20.07.2017)
В Перестройку и годы после неё Мережко стал одним из ведущих знаменитой программы "Кинопанорама". Ведущими в программу приглашались известные деятели кино. Самым первым ведущим был актёр Зиновий Гердт, самым известным - кинорежиссёр Эльдар Рязанов. Мережко проработал в программе до 1995 года.
- За семнадцать лет работы на ТВ вам пришлось хлебнуть козней по полной программе. Начиная с еще советской "Кинопанорамы", которую вы уселись вести в заграничном джинсовом костюме. Или Государственная премия СССР за сценарий к "Полетам во сне и наяву" от 1986 года (а в том же году вы и стали ведущим на ЦТ) служила вам абсолютной "охранной грамотой"?
- Премию дали вдогонку - фильм вышел в 1983 году. А на ЦТ я появился сначала в качестве автора и ведущего программы "Шок". А толчком к приглашению меня на ЦТ послужило то, что я написал в газету ЦК КПСС "Советская культура" крайне острую по тем временам статью "Не понимаю!" с критикой окружающей жизни и быта: хамят в магазинах и все такое прочее. Статья в органе ЦК имела большой резонанс, и мне сразу позвонили из Главной редакции пропаганды ЦТ с предложением делать злободневную программу. "Шоку" поначалу дали зеленую улицу, несмотря на то что мы скрытой камерой снимали все тогдашние язвы: повсеместное хамство, якобы не существующих у нас проституток, пассажиров на вокзалах, которые голыми жопами неделями сидят на цементном полу и не могут уехать. Мы старались сделать шок, показать все унижение людей, живущих в нашей стране. Немудрено, что на четвертом выпуске "Шок" запретили. Примерно через полгода из Редакции кинопрограмм ЦТ позвонила редактор Ирена Лесневская (теперь у нее свое собственное Рен-ТВ) и предложила попробоваться в качестве ведущего "Кинопанорамы". Должен признаться, что реакция телезрителей, сильно привыкших к ведущему "Кинопанорамы" Эльдару Рязанову, была поначалу чудовищной: шквал звонков и писем на ЦТ с требованием "убрать этого джинсового Мережко и вернуть Рязанова". Но вернуть Рязанова было невозможно: на ЦТ у него произошел какой-то конфликт аж с самим Председателем Гостелерадио СССР и он громко хлопнул дверью. Реакция же теленачальства была не лучше: уберите эту бородатую морду, пусть побреется, оденется по-человечески в костюм и галстук. Насчет же моего джинсового костюма я высказал руководству киноредакции, что если я им не нравлюсь такой, то пусть они идут в задницу: я ничего вести не буду. Я ведь был совершенно независим от них и к этой своей работе телеведущего относился как к игрушке и забаве. Весь первый год меня пытались выгнать, но в итоге я вел "Кинопанораму" целых семь лет. А ведь изначально знал, что начать вести "Кинопанораму" - это обрести кучу недругов среди киношников.
- И что, обрели?
- Безусловно. Того пригласил, этого не пригласил - и начинается! Что-то неаккуратно сказал в эфире: человек на всю жизнь обиделся. Хотя большая часть публики киношной ко мне нормально относится.
из интервью Виктора Мережко газете "Аргументы и факты" (13.08.2002)
Оставить знаменитую программу Мережко решил ради работы на канале ТВ-6, в запуске которого он соучаствовал с Эдуардом Сагалаевым. Уже в 1994 году он запустил там собственную программу - "Моё кино".
РИНАТ ВАЛИУЛИН: А Вы концептуально различаете «Моё кино» и «Кинопанораму»?
ВИКТОР МЕРЕЖКО: Безусловно. «Кинопанорама» была всё-таки обзорная программа, которая рассказывала, какие фильмы снимаются, какие артисты снимаются, и что ждать на экранах. Это была больше информационная программа, тем более что прокат в Советском Союзе был очень развит. Советский Союз в этом смысле являлся самой кинематографической страной после Соединенных Штатов. В общем-то, информировали. А «Моё кино» мы стараемся, с одной стороны, информировать о жизни артистов и давать какую-то информацию о фильмах, которые зрители не увидят, потому что отечественный прокат не берёт российские фильмы. С другой стороны, мы пытаемся зрителей и развлекать. Когда полтора года назад на мою программу пришла моя дочка, мы стали внедрять туда попсу.
фрагмент эфира радио "Эхо Москвы" (15.04.2001)
Программа была одним из долгожителей ТВ-6 и закрылась только вместе с закрытием канала. И хотя поначалу Мережко отнёсся лестно к команде Евгения Киселёва, которая пришла на канал весной 2001 года и стала его реформировать, в дальнейшем Виктор Иванович отказался от сотрудничества с ней.
Для меня ТВС не существовало. Говорю это не от злорадства, а оттого, что это был самый слабый, самый неуверенный и самый непродуманный телеканал России.
Ответ Виктора Мережко на вопрос "Вам будет не хватать ТВС?" ("Комсомольская правда", 23.06.2003)
Не исключено, что говоря эти слова, он знал, каким образом формировался канал, какие перипетии и договорённости за этим стояли, и какие мины уже были заложены в его конструкцию. Именно проблемы, сложившиеся при подготовке к конкурсу на вещание, впоследствии подвели дело ТВС к краху.
Дело же Виктора Ивановича продолжало жить. На 2 года он стал заместителем гендиректора телеканала М1. Он и Сергей Москвин также участвовали в конкурсе (их концепцию поддерживал "Лукойл"), но проиграли "Медиа-Социуму".
- Почему Вы согласились войти в руководство "М1"?
- У этого канала, уверен, огромный потенциал, иначе бы сюда не пришел. Долгое время я работал на "ТВ-6", но потом началась вся эта история с Гусинским. А поскольку я не входил в круг "приближенных Киселева", то после закрытия канала принял предложение нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" возглавить борьбу за "шестую кнопку". Но мы остались за бортом, так как, к моему удивлению, Кремль сыграл в свою игру. Затем Москвин предложил мне стать заместителем генерального директора по творческой работе канала "М1", и я согласился.
- С Вашим приходом в сетке канала что-то изменится?
- Безусловно, она будет корректироваться. Мы будем выращивать новых "звезд" и привлекать к работе незаслуженно забытых профессионалов. Пока наш сигнал могут принимать только в Москве, но с полной уверенностью могу сказать, что в скором времени зона приема "М1" существенно возрастет. Тем более, что мы одна из немногих прибыльных телекомпаний в России.
- За счёт чего канал получает прибыль?
- Поймите, в мире практически нет убыточного телевидения. Это возможно только в нашей стране. У ТВ сейчас огромные рекламные возможности, финансово канал могут подпитывать и регионы. Другое дело, что этим надо заниматься.
Интервью Виктора Мережко в статье "Пусть неудачник смеётся" ("Труд", 28.06.2002)
Его сценарии использовались в том числе и в сериалах. Одной из таких работ стал телесериал "Крот".
Другим заметным сериалом стала "Сонька Золотая Ручка".
Последней теперь уже работой, вышедшей по сценарию Виктора Мережко, стал сериал "Не ждали" с Олегом Басилашвили
О дальнейших перспективах кино Мережко высказывался уже давно.
— Как Вы считаете, наше кино выберется из кризиса?
— Безусловно. За театр я спокоен, он не очень устойчиво, но стоит на ногах. С кино тоже все будет в порядке. Надо только оправиться от двух ударов: во-первых, экспансии западной кино- и видеопродукции, а во-вторых, прервавшейся связи поколений. Наши молодые кинематографисты, в большинстве своем выходцы из кинематографических семей, своих “отцов” отторгли. А для меня всегда было событием видеть М.И. Ромма или С.Ф. Бондарчука — с ним я почти дружил, брал интервью для “Кинопанорамы”. Хорошо помню Калатозова. С Чухраем сняли фильм “Трясина". У меня была мечта — приобщиться к мастерам.
<***>
Придёт новое поколение, которое вернётся к традициям советского и российского кино. Ведь по сути в кино ничего нового не изобретёшь.
Почему американские фильмы завоевали мир? Не только благодаря рекламе — они традиционны. А у нас ребята пытаются чтото изобретать. Снимать же лабораторные фильмы для себя, для узкого круга снобов — значит проиграть...
из интервью Виктора Мережко "Российской газете" (25.07.1997)
Жаль только, что в ту пору прекрасную, если она настанет, Виктору Мережко уже не доведётся. Но хочется надеяться, что он будет прав.
Как сообщается, причиной смерти Виктора Ивановича стали осложнения после перенесённой коронавирусной инфекции. Ему было 84 года.