Развитие телевизионного бизнеса в России. Сколько стоит телевидение - Старый Телевизор
Развитие телевизионного бизнеса в России. Сколько стоит телевидение
15 сентября 2024, 20:17 287 Glas Naroda kommersant.ru

Газета "Коммерсантъ" в сентябре 1995-го выпустила цикл материалов под названием "Развитие телевизионного бизнеса в России". Автор посчитал нужным опубликовать на "Старом телевизоре" некоторые из статей, где телевидение рассматривается не только и не столько с позиции телезрителя, сколько с позиции самого сообщества и отдельных телеканалов: как работают, что имеют и насколько уверенно смотрят в будущее. Полагаю, такой ретроспективный взгляд будет интересен читателям

Ближе к выборам в России всплывают дела о коррупции в высших эшелонах власти, случаются путчи, а теперь еще и переделы сфер влияния на телевидении. Телевидение, двинувшись от государственному к частному, становится все более желанным "инструментом воздействия на сознание масс". Сегодня в стране развиваются десятки новых телекомпаний, в распоряжении которых есть каналы для вещания, хотя и разные по возможностям. Разгосударствление телевидения все ускоряется. Многие отечественные банки и другие финансовые структуры уже являются акционерами той или иной телекомпании или хотя бы раз рассматривали вопрос о таких инвестициях. Иностранные фирмы рвутся в российский телебизнес не менее рьяно, чем в авиастроительный, металлургический, продовольственный или табачный. Можно смело сказать: к началу следующего столетия телевизионное сообщество в России станет куда более представительным, чем сегодня. А новое телевидение во многом будет определять и новую политику в России.
Начиная с сегодняшнего дня Ъ начинает публикацию серии материалов о перспективах развития отечественного телебизнеса. В них будет рассказано как об уже широко известных негосударственных телекомпаниях, так и о молодых, но наиболее перспективных компаниях, имеющих в своем распоряжении дециметровые каналы. Читатель узнает об инициативе правительства Москвы, создающего новый Единый городской канал, а также об общегородской телекоммуникационной сети, которая через три-четыре года позволит москвичам принимать 24 телеканала. И, наконец, Ъ попытается оценить, какие вложения средств нужны в России для создания конкурентоспособного телевизионного канала.

Миллиарды советских рублей
История отечественного телевидения ведется с конца тридцатых годов. Тогда активно проводились первые опыты в области телевещания, в результате которых к 1938 году был создан телецентр на Шаболовке. Пробное вещание осуществлялось с Шуховской башни и еще одной 110-метровой опоры (ее давно снесли). Некоторое время в эфир шла одна программа, но очень скоро к ней добавилось еще две. Зрители получили возможность смотреть первый, третий и восьмой метровый каналы.
Не менее эпохальная дата — 1967 год: построена телебашня в Останкино, где сразу запущены четыре передатчика — для первого, третьего, восьмого и одиннадцатого метровых каналов. Как и в случае с Шаболовкой, здесь речь идет только о телезрителях Москвы и области. Ведь телевизионные передатчики как таковые передают сигнал в зоне прямой видимости и имеют сравнительно небольшую зону охвата — от 80 до 140 км (в зависимости от ландшафта местности).
Столица столицей, но государственной пропагандистской машине, понятно, нужен был полный телеохват всей территории Советского Союза. Нужна была сеть радио-телевизионных передающих центров (РТПЦ) — в столицах союзных республик, в областных центрах и т. д. По сути, РТПЦ в любом городе — то же самое, что и центр в Останкино. Со своей башней, передатчиками, приемниками, только меньших масштабов. Строительство РТПЦ на местах финансировалось из двух источников: деньги на технические здания и свои региональные "останкинские башенки" выделяли облисполкомы, а Минсвязи поставляло всю "начинку" — телевизионное оборудование, передатчики и т. д. Сегодня никому не под силу оценить даже приблизительно, сколько же денег было потрачено на создание той телесети, которую имеет Россия и другие бывшие республики СССР. Ясно только, что это были огромные деньги.
Все РТПЦ в регионах принимали при помощи спутников из Москвы общесоюзные программы и передавали их на своей территории. Центры в столицах союзных республик вдобавок к общесоюзным программам вводили также один-два местных телеканала. Каждую пятилетку по стране вводили в строй энное количество центров. Работа эта опиралась на государственную концепцию, одобренную Министерством связи и Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению. Концепция, помимо прочего, гласила: все необходимые народу зрелища даст созданная сеть на пять телеканалов. И до 2000 года этого будет более чем достаточно.
В эпоху перестройки СССР вошел с внушительными показателями: сеть для распространения по всей стране первого канала "Останкино" была создана примерно на 99,6%, по второму каналу (нынешнее РТВ) чуть поменьше — 99,3%. Оставшиеся три канала должны были еще подтянуться.
Но так же резко, как и более глобальные перемены в стране, произошли и изменения правил "игры в телевидение". Началась новая пора — рождение телевидения частного. До сих пор переплетения интересов частного и государственного капитала принимают самые разные, причудливые формы, как, скажем, это совсем недавно произошло с первым каналом, ныне носящим название Общественное российское телевидение.

30 минимальных окладов
Телерадиоэфир был и остается собственностью государства. И тем не менее в 1990 году в применении к телевидению впервые зазвучало слово "частное" — это стало возможным благодаря изменению законодательства. С тех пор практически любая структура или любой человек имеют возможность создать в России собственную телекомпанию и получить для вещания телеканал. Право на разрешение такого рода деятельности контролируют, с одной стороны, Министерство связи, а с другой — Федеральная служба по телевидению и радиовещанию (ФСТР), которая создана в 1993 году, а реальную работу начала годом позже — с осени прошлого года.
"Один человек регистрирует телекомпанию редко, — говорит Сергей Колкунов, заместитель начальника Управления регистрации и лицензирования ФСТР. — Обычно это два-три человека, если говорить о физических лицах. Никаких препятствий нет — процедура создания телекомпании мало чем отличается от регистрации любой частной фирмы. Учредители составляют учредительный договор, утверждают устав предприятия, в котором должен был закреплен пункт о таких видах деятельности, как изготовление телепрограмм и телевизионное вещание". Любопытно, что вместе с этим никто не запрещает указать в уставе и любые другие виды деятельности, легальные, разумеется. "Ничего удивительного, на одном телевидении просто так фирма не проживет," — замечает Сергей Колкунов. Для примера он демонстрирует учредительные документы двух-трех провинциальных телекомпаний: в разделе "Виды деятельности" указаны "торгово-закупочные операции по сельхозпродукции", "операции с недвижимостью" и т. д.
Следующий шаг — получение в Комитете по печати России или в местных органах власти (городской, областной или краевой администрации) свидетельства о регистрации средства массовой информации. Эта процедура тоже не слишком обременительна. И наконец, нужно решить вопрос с передатчиком: либо получить гарантийное письмо от структуры, которая владеет телепередатчиком, о том, что его предоставят в аренду, либо получить разрешение Министерства связи на установку передатчика и купить его. Копии всех перечисленных документов отправляются в ФСТР, которая согласовывает их с Минсвязи. И если нет спорных вопросов о передатчике, телекомпании выдается лицензия на вещание. Спорные же вопросы (например, на одну частоту претендуют несколько компаний) рассматриваются комиссиями по вещанию ФСТР в столице и на местах. Состоят они из людей известных: в Москве в центральной комиссии председательствует декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, и входят в нее десятки человек: известные журналисты, деятели культуры, общественные деятели и т. д. На местах комиссии поменьше: как правило, по десять человек, собранных по тому же принципу.
В общем, открыть собственный телеканал — это совсем не дорогое удовольствие: лицензия на право вещания в одном регионе (будь то город, область или край) обойдется в 30 минимальных зарплат — 1 млн 623 тысяч рублей. На право вещания в двух и более регионах — в 50 минимальных зарплат. Если в числе учредителей телекомпании оказывается иностранец, придется заплатить побольше — 100 минимальных зарплат (5 млн 410 тыс. рублей). Заплатив один раз, телекомпания получает лицензию на пять лет. Правда, этот порядок может и измениться.

35% иностранного капитала и ни цента больше
"Сегодня положения, регламентирующие работу управления регистрации и лицензирования ФСТР, уменьшаются на шести листах бумаги, — говорит Сергей Колкунов. — Здесь много белых пятен, и мы учимся по ходу дела. Скажем, спорным представляется взимание только разового лицензионного сбора. Раз телерадиоэфир — госсобственность, сдаваемая фактически в аренду, то логичнее было бы получать плату за аренду эфира ежегодно". В ФСТР уже разработан проект постановления правительства России, куда более объемный, чем нынешний шестистраничный документ. Скоро он уйдет наверх, на рассмотрение. Предложение о ежегодной плате за пользование эфиром — еще не самое интересное. В проекте предлагается ограничить возможности иностранных инвесторов: их доля в капитале телекомпании, по мнению авторов проекта, не должна превышать 35%. Кстати, такой порядок вполне соответствует мировой практике. Если проект постановления будет утвержден — как быть с иностранцами, которые к тому моменту будут иметь больше 35%? "Будем с ними работать," — отвечает Сергей Колкунов.

Самое дорогое — своя аудитория
Как видно, особенных преград частному телевещанию государство не создает. По всей стране уже зарегистрированы десятки новых частных телекомпаний. Но, увы, лишь единицы из них можно считать имеющими перспективы. Объяснение простое: в отличие от телекомпаний-гигантов, которые пользуются созданной за десятилетия инфраструктурой, новичкам приходиться работать в "разреженной среде". Именно проблема инфраструктуры для новых телекомпаний самая актуальная.
Для большинства телезрителей в Москве по сравнению с советскими временами мало что изменилось: шесть кнопок телевизора — шесть каналов. Между тем телекомпаний в Москве зарегистрировано куда больше шести. Некоторые из них еще не добрались собственно до вещания, но многие уже делают передачи и ищут своего зрителя. Это компании, в распоряжении которых находятся так называемые дециметровые телеканалы. Любая новая компания метрового канала под вещание не получит, если только не затевать передел на одном из телеканалов-монстров. (Таких примеры тоже есть — создание ОРТ на базе "Останкино" в этом году или ситуация с компанией "Санкт-Петербург — 5-й канал".)
Телеканалы с первого по шестой вещают на метровых, а дециметровые каналы, соответственно, на дециметровых волнах. При этом все сети распространения и приема телесигнала в Москве и в целом по стране сделаны именно под метровые каналы. "За первый канал такая яростная борьба шла именно потому, что его сеть реально покрывает всю Россию", — говорит "хозяин" Останкинской башни Вячеслав Мисюлин, начальник Главного центра радиовещания и телевидения (ГЦРТ).
Понятно, почему дециметровым телеканалам так трудно — каждому каналу, чтобы иметь хоть какую-то аудиторию, нужно с нуля создавать приемную сеть "под себя". "И в Москве, и на базе региональных РТПЦ можно развивать и дециметровое вещание, — говорит г-н Мисюлин. — Но это не значит — приходи и вещай. Там стоит здание, и все. Получи лицензию, купи передатчик, найди студию, откуда пойдет программа, купи программы, создай приемную сеть. И уж тогда вещай. Все упирается в деньги и очень большие".
Для новых телекомпаний единственно возможный путь — огромная работа по дооборудованию существующих сетей. Только так канал может реально получить своего зрителя. И именно создание аудитории является в телебизнесе самым дорогостоящим занятием. Первым "частником", проделавшим такую работу, стал Эдуард Сагалаев. Сегодня у первого негосударственного телеканала ТВ-6 есть популярность и успех. Справедливости ради заметим, что к созданию ТВ-6 пионер негосударственного телевидения Сагалаев подошел с очень солидным багажом: до этого он был руководителем "Останкино", главной телекомпании СССР и (правда, недолго) России. Интервью с Эдуардом Сагалаевым Ъ опубликует в одном из ближайших номеров.

15 сентября 2024, 20:17 287 Glas Naroda kommersant.ru
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий