Стенограммы радиопрограмм
29 декабря 2022, 17:46
[ссылка]
В круге света (Эхо Москвы, 31.12.2005)
Ведущие: Светлана Сорокина
Гости: Паола Волкова
Год Собаки - тень будущего
31 декабря 2005, 20.08 – 21.00
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Паола Волкова, историк культуры,
профессор.
Эфир ведет Светлана Сорокина.
С. СОРОКИНА – Здравствуйте. В эфире программа «В круге света». У
микрофона Светлана Сорокина. Сегодня 31 декабря, мы прощаемся с 2005
годом, и в этот уже поздний час кто-то совсем не хочет слушать, а
мне совсем не хочется говорить о политике, подводить уже многократно
подведенные итоги. Давайте о нашем предчувствии будущего, об
извечном человеческом желании заглянуть в завтрашний день. Среди
подарков, которые мы приготовили друзьям и близким к Новому году,
наверняка есть игрушечные собаки, какие-то другие изображения этого
животного. Потому что будущий год – и это все знают – Год Собаки по
восточному календарю. Наступит он на самом деле где-то через месяц,
но не суть важно. Все мы пытаемся сообразить – чего ждать от этого
наступающего года. И в гороскопы заглядываем мы тоже. Но если вы
подумали, что сегодня я пригласила к разговору астролога или
гадалку, то вы ошиблись. Я пригласила в студию историка культуры,
профессора, преподавателя Высших режиссерских курсов, и наконец,
моего хорошего друга Паолу Волкову. Здравствуйте, Паола Дмитриевна.
С наступающим Новым годом! И скажите мне , пожалуйста, откуда вообще
возник этот круг животных – собака, петух, крыса, змея… весь этот
набор откуда возник?
П. ВОЛКОВА - Светлана Иннокентьевна, Вы имеете в виду восточный круг
животных или латинский круг животных?
С. СОРОКИНА – Нет-нет, восточный.
П. ВОЛКОВА – Круг животных, как выясняется, есть буквально во всех
культурах. Есть латинский, есть восточный, есть индийский, есть
кельтский, есть старославянский…
С. СОРОКИНА – То есть здесь китайцы не первооткрыватели?
П. ВОЛКОВА – Мне думается, что здесь слово «первооткрыватель» не
годится, потому что это не открытие Атлантиды и не изобретение
колеса. Речь идет о нашем сознании. И наше сознание древнее-древнее
и, по всей вероятности, очень маломеняющееся. И вот это самое
соответствие наше, круг соответствий, это символы соответствий между
миром животным и миром, скажем, зооморфным и антропоморфным, как
называется это по науке, наверное это присуще нашему сознанию. Я не
хочу сказать, что в далеком прошлом мы были животными, но мы
воспринимали себя неотделимо от мира, и это очень здорово написано в
книге Костанеды. Это очень там интересно. А в разговорах..
прослеживается в разговорах дона Хуана Костанеды. В сознании нашем
заложена связь наша с животным миром, с тотемным животным миром. А
вот другое дело, это когда мы, отделившись от него, стали создавать
зодиакальный круг.
С. СОРОКИНА – Сейчас, секундочку-секундочку… мы к этому подойдем.
Потому что зодиакальный круг – это уже западная история… Я,
собственно, хотела бы…
П. ВОЛКОВА – Зодиакальный круг – это восточная история тоже.
С. СОРОКИНА – Тоже восточная?..
П. ВОЛКОВА – Да, безусловно.
С. СОРОКИНА - Но оформлена была уже как западная окончательно...Ну,
сейчас мы подойдем к этому. И все же, когда можно говорить о том,
что был как бы придуман и введен в практику и упоминается вот этот
вот круг животных – Собака, Петух, Крыса?
П. ВОЛКОВА – Это восточное разделение двенадцатимесячного цикла по
животным.
С. СОРОКИНА – До нашей эры задолго, да?
П. ВОЛКОВА – Боже мой, я думаю, что это не до нашей эры, а за
несколько тысячи лет до новой эры был создан такой зооморфический
круг. Причем это круг постоянно повторяющийся, он обновляющийся, да?
12 лет – это разная на цвет Собака, а вот красная Собака – это раз в
60 лет.
С. СОРОКИНА - А почему цвет возник, как он приплюсовался?
П. ВОЛКОВА – Это очень интересно. Вот этот вопрос мне Ваш очень
нравится. Потому что китайская символика… космогоническая китайская
символика. Древняя китайская философия космогоническая, она
называется Богуа, и она осмысляет мир не только через символы, но
через символы соответствий: светом, числом, образом. Каждое животное
имеет свою принадлежность к тому или иному месяцу, тому или иному
времени года и даже к тому или иному символу мужскому или женскому.
Например, дракон имеет отношение к высшему божественному назначению,
дракон всегда символ нового года. Красный дракон. Потому что один из
самых замечательных китайских мудрецов, которого звали Фу-си, и о
Фу-си говорят, что когда-то ему явилась лошадь, и даже называют год
появления этой лошади перед Фу-си – это 2032 год до новой эры. Так
вот Фу-си отождествляет появление лошади с новыми знаниями. Это не
человек, это лошадь. А сам Фу-си утверждал, что он пришел со звезды
Альфа из Созвездия Дракона. Вот вам и соответствие Фу-си с
астрологическим символом - Созвездие Дракона со звездой Альфа.
С. СОРОКИНА – И это в такую древность люди уже так подробно изучили
звездный мир?
П. ВОЛКОВА – А я полагаю, что в очень глубокой древности люди
обладали теми специальными знаниями, которые нам сейчас не нужны. Мы
занимаемся сейчас астрологией , так же как занимались астрологией
когда-то. Но мы не сосредоточены на ней так, как были сосредоточены
на ней они. И они знали соответствие символов с определенными
архетипами человека. Определенный, скажем, образ есть, символ –
Крыса. Год Крысы, да? Раскройте любой календарь, который продается
за 10 рублей в любом газетном киоске, и там есть описание Года
Крысы. Так вот в древности вы не нашли бы ни одной девушки, которая
родилась бы в Год Крысы.
С. СОРОКИНА - А почему?
П. ВОЛКОВА – А ей трудно замуж было потом выйти.
С. СОРОКИНА – А что, что такое говорила Крыса о родившихся в этот
год?
П. ВОЛКОВА – А Крыса ничего не говорила о родившихся в этот год, но
женщины Года Крысы обладают малосимпатичными для замужества
качествами. Они скупы, скаредны, они въедливы, они малоинтересны…Ну
и кто же будет жениться на Крысе-то? Это ведь не какой-нибудь
женщина-Поросенок…
С. СОРОКИНА – А что, Поросенок лучше, да?
П. ВОЛКОВА – Это веселые женщины, чистоплотные, широкие,
любительницы пожить…
С. СОРОКИНА – А Вы в какой год родились, Паола Дмитриевна?
П. ВОЛКОВА – Я в хороший год – Лошади.
С. СОРОКИНА – А-а-.. Может быть, Ваша трактовка с этим связана?
П. ВОЛКОВА – Нет, моя трактовка с этим не связана. Знаков же не
бывает хороших или плохих.
С. СОРОКИНА – Но вот, судя по всему, Год Крысы не очень… Скажите
мне, пожалуйста, ведь наверное очень трудно разделить все
человечество – и женское, и мужское – на эти 12 категорий.. Почему
вообще получилось так, что какому-то году присваивался вот такой
звериный знак? С чего это?
П. ВОЛКОВА – Не только году, но и месяцу.
С. СОРОКИНА – Но и месяцу. Почему?
П. ВОЛКОВА - Дело в том, что в Китае звериный знак присваивается не
только году, но даже месяцу. Потому что, например, я знаю, что июль
месяц – Месяц Лошади. Мне так рассказывали. То есть я родилась в Год
Лошади, и еще и в месяц Лошади.
С. СОРОКИНА – Ну вот почему так возникло? Это что – некий набор
статистических наблюдений ?..
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что это символика соответствий наблюдений за
определенным архетипом человека, личностью человека, его поведением,
складывающимся на протяжении очень долгого времени, и введению в
соответствующий символ или присвоение символу определенных качеств
или знаком. Это очень наука сложная, очень наука древняя, требующая
углубленного и совершенно определенного знания. Но мы сейчас очень
много об этом говорим, потому что она стала масс-культурой.
С. СОРОКИНА – Секундочку. Паола Дмитриевна, а вот вопрос. А вот год,
который получает название того или иного животного – это почему так?
Потому что люди на год смотрят через призму вот этого звериного
знака? Говорят, например, что предстоящий год – Год Собаки – он
будет обладать какими-то вот такими чертами… год уже. Откуда это
взялось?
П. ВОЛКОВА - Ответить на этот вопрос невозможно. И я думаю, что не
найдется ни одного человека, который ответит на Ваш вопрос, то есть
заглянет в корень корня. Мы имеем дело с уже готовыми определениями.
Мы получаем готовые знания. И очень трудно сказать , где начало
начал. Это все равно, что разговор о начале начал. Вот мы получили
это знание, и мы им пользуемся пять тысяч лет. И пользовались им в
Египте, и пользовались им в величайшей стране астрологических знаний
– в Вавилоне, в Месопотамии, Халдее, финикийцев, греков.
С. СОРОКИНА – Хорошо. А когда появился…
П. ВОЛКОВА – Но мы не знаем, как это складывается, мы знаем уже
готовый результат.
С. СОРОКИНА – Уж слишком давно все это сложилось.
П ВОЛКОВА – Слишком давно все это сложилось.
С. СОРОКИНА - То есть практически это еще до письменности как
таковой?
П ВОЛКОВА – Нет, я не думаю, чтобы это было до письменности. Но я
думаю, что… А может быть, да. А может быть, и до письменности. Я
боюсь врать, не хочу, но думаю, что и до письменности.
С. СОРОКИНА – А когда сложился зодиакальный круг? Вот эти Козероги,
Стрельцы, Львы?
П. ВОЛКОВА – Вы знаете, я еще хотела бы сказать несколько слов о
восточном… о восточном зодиакальном круге. В нем есть очень
любопытная одна черта. Это деление этого круга по стихиям. Три
месяца, по три месяца – это разные стихии. По три животных, по
двенадцать животных. Значит, их четыре группы, и в каждой группе по
три животных. Они обязательно носят характер какой-нибудь стихии.
Вот эта Собака носит стихию Огня.
С. СОРОКИНА – Красная.
П. ВОЛКОВА – Красная Собака носит стихию Огня. А в другой раз эта
Собака может носить стихию Воды и быть Голубой. Признаки стихии
Воды. А в другой раз эта Собака может быть Черной и носить признаки
Стихии Земли. То есть есть характеристика Собаки, а есть еще ее
цветовая характеристика. Это уже уточнение по отношению к Собаке. Но
вот эти вот четыре стихии, которые определяют, грубо определяют саму
идею характеристики, эти же четыре стихии действуют и в европейском
календаре, и в европейской астрологии. Они неизменны. И что самое
поразительное, что если мы пользуемся этим календарем и стихий, и
знаков, то, стало быть, он не утратил, наверное, своего значения и
сейчас. Как странно, правда?
С. СОРОКИНА – Да.
П. ВОЛКОВА - Все развивается, а эта циклическая система…
С. СОРОКИНА - Остается неизменной.
П. ВОЛКОВА – Остается практически неизменной. Вот вопрос вопросов.
С. СОРОКИНА – Вы чем-то это объясняете? Ваше объяснение какое?
П. ВОЛКОВА - Мое объяснение связано с тем, что это имеет отношение к
самой первичности нашего существования, к нашему сознанию. И очень
трудно проследить формирование нашего сознания. Вот существует такая
теория… Существует такая теория, по которой наше сознание не
развивается, а упрощается. Мы знаем, что, по всей вероятности, вот
это тотемная соотнесенность, или вот это тотемное соотношение между
определенным типом человека и животного, оно связано с нашим
хтоническим сознанием. Оно связано с хтоникой, а хтоническое
сознание не отделяет человека от природы, не отделяет его от горы,
не отделяет его от реки. У него есть камни, у него есть кости, у
него есть земля, у него есть вода-кровь, у него есть пламя-сердце. И
хтоническое-то сознание нам сейчас присуще. А куда оно делось бы?
Никуда оно не делось.
С. СОРОКИНА – Может быть, можно сказать, что мы сейчас стали узкими
специалистами и утратили вот это такое сферическое восприятие мира
окружающего?
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что на какое-то время мы его утратили, а в
нашей стране мы утратили его совсем на очень долгое время, но, как
известно, так же, как нельзя отменить Бога, нельзя отменить Елку,
нельзя отменить астрологию и нельзя отменить культуру. Если что-то в
культуре однажды возникло, однажды возникло, это все равно никуда не
денется. Если однажды возникли какие-то формы определенные
культурного общения людей с Космосом, вот они так и остаются до сих
пор.
С. СОРОКИНА – Я-то еще на самом деле объясняю вот эту долгую
неисчезающую историю, в том числе вот этого зодиакального круга,
тем, что людям присущи, как раньше, так теперь, желания немножко
заглянуть в будущее, желание предвидеть. А то, что связано с
астрологией, то, что связано вот с этими вещами, оно неизбывно, да?
Оно всегда пытается объяснить или предсказать это самое наше
будущее. Поэтому в этом смысле мы далеко не ушли?
П. ВОЛКОВА – Нет, мы никуда не ушли. Я не знаю, может быть,
астрологическая наука очень сильно развилась, я не знаю, я не
специалист в области астрологии. Но я хочу сказать, что то сознание,
которое породило систему символических соответствий – карту
звездного неба, животного мира и человека, – называется учение о
единстве мира. И мы к нему сейчас возвращаемся. Вот почему оно для
нас не теряет своей актуальности, не теряет своего значения. Потому
что актуально – это то, что востребовано, то, на что не отвечено.
С. СОРОКИНА – Паола Дмитриевна, а Вы сами прибегали или прибегаете к
каким-то попыткам немножко заглянуть в будущее? И чем Вы тогда
пользуетесь?
П. ВОЛКОВА – В будущее? Я отвечу Вам, Светлана Иннокентьевна
несколько позднее. Но о будущем очень хорошо сказала Ахматова. У нее
есть статья о Модильяни, и она написала там, что «будущее уже
отбрасывало свою тень». То есть, будущее отбрасывает свою тень в
настоящее. Весь вопрос заключается в том, чтобы прочитать эту тень.
И она говорит, что окружающих меня людей очень удивляла моя
способность видеть эту тень, понимать будущее, а также видеть чужие
сны и читать чужие мысли. Модильяни это очень удивляло, а близкие
мои давно к этому привыкли. Будущее отбрасывает тень в настоящее
всегда.
С. СОРОКИНА – Как эта тень считывается, как ее можно считать?
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что это доступно очень немногим людям. Я
думаю, что это редчайший дар. Этим даром наделено очень малое
количество людей, точно так же как очень малое количество людей
может прочитать эту идею развития, потому что будущее – это идея
развития, по звездам. То есть очень малое количество настоящих
астрологов. Те астрологические календари, которыми мы пользуемся
сейчас, они какую-то долю правды несут в себе, все-таки несут, но
нельзя сказать, что это настоящий астрологический календарь. Были
настоящие астрологические календари, составленные очень серьезными
людьми. Вероятно, такие люди есть и сегодня.
С. СОРОКИНА – На самом деле ведь известны, описаны факты серьезных
предсказаний, связанных с великими людьми и с их деяниями от
древности до недавнего прошлого…
П. ВОЛКОВА – Конечно, это замечательная совершенно история, когда
Наполеон Бонапарт…должна сказать, чем человек значительнее, тем
сложнее, тем больше он связан с разного рода знаниями. Потому что
астрология – это помимо всего еще способ познать себя. У него были
гадалки, у него был астролог, и он заказал, будучи капралом,
гороскоп свой не кому-нибудь, а величайшему астрологу, астроному и
математику своего времени Ла Пласу.
С. СОРОКИНА – И что это было за предсказание? Вернее,
астрологический прогноз.
П. ВОЛКОВА – Это было очень интересное предсказание. История
описывает следующий эпизод. Однажды Ла Плас к себе в свою
обсерваторию пригласил какое-то количество друзей. Они сидели,
болтали, пили вино и никак не могли понять, зачем Ла Плас позвал их.
И вдруг они услыхали, как старые деревянные ступеньки заскрипели, и
он сказал: «Господа, вы слышите скрип этих ступенек? К нам
поднимается судьба Франции». И вошел будущий Наполеон Бонапарт, Вот
уж как хотите…
С. СОРОКИНА – То есть он это прочитал в его…
П. ВОЛКОВА – Да, я могу сказать, что Леонид Ильич Брежнев, наш
генсек покойный, он имел в астрологах Сергея Александровича
Вронскому, которому принадлежат все современные книги по астрологии,
и очень серьезные. И Леонида Ильича Брежнева жгуче интересовал
вопрос: когда умрет Мао Цзедун?
С. СОРОКИНА - Узнал он эту дату?
П. ВОЛКОВА – Узнал. И Сергей Александрович составил гороскоп и
написал, что он умрет от 6 до 12 ноября 1972 года. Он умер 9-го. Это
сам Вронский описывает в своей книге по астрологии. И таких примеров
очень много, очень много.
С. СОРОКИНА - А вот эти самые предсказания знаменитые , которые мы
очень любим…
П. ВОЛКОВА - Нострадамуса?
С. СОРОКИНА - Нострадамуса, да. Они тоже как-то связаны?..
Нострадамус смотрел на звезды? Это было связано с астральным
знанием?
П. ВОЛКОВА - Знаете, как то сказать, что смотрели они на звезды,
значит, не сказать ничего. Они считывали параллельные соответствия
между тем, что происходит в космическом, звездном, упорядоченном
пространстве , и какую тень они отбрасывают на наши земные дела и
наши земные судьбы, и как влияют они на нашу природу, на наше
самочувствие. Но сейчас же нет ни одного человека, который бы не
сказал: «Я метеозависим». А что это такое, как не первичная
астрология? Вернее, признание права астрологии на существование. И
известно, что он составил гороскоп Генриху Второму и предсказал, что
Генрих Второй будет убит на турнире рыцарском. И Мария Медичи не
пускала его на этот турнир, она не хотела, что он выходил на этот
турнир. Потому что женщина она была образованная и умная, и
Нострадамусу доверяла. Но он ведь не послушал и был убит герцогом
Мантгомери именно на турнире, и именно так, как предсказал это
Нострадамус. И вы знаете, очень интересно, вот современник Генриха
Второго французский поэт Ронсар написал удивительные совершенно
стихи об астрологии. Он написал, что звезды со звездами
переговариваются и переговариваются с нами, но мы не верим, мы не
слышим, мы не внемлем этому голосу. Но в 16 века астрология
отделилась от астрономии, а раньше эта наука была единой и входила в
необходимый минимум ученого человека. В так называемый «квадриум»,
входило и изучение астрологии.
Но мы с вами говорили о европейском круге…
С. СОРОКИНА – А вот это мы обязательно сделаем, но сразу после
коротких новостей. Я напоминаю вам, что разговариваем мы сегодня
вечером 31 декабря, накануне Нового года с историком культуры,
профессором, преподавателем Высших режиссерских курсов Паолой
Дмитриевной Волковой. И продолжение нашего разговора – сразу после
новостей.
НОВОСТИ
С. СОРОКИНА – Еще раз здравствуйте. Это программа «В круге света», у
микрофона Светлана Сорокина. Напротив меня находится историк
культуры, профессор Паола Волкова. Паола Дмитриевна, мы с Вами
остановились на том, что хотели обратиться уже к западной традиции,
к западному зодиакальному кругу, и к тому, когда это было оформлено,
кто первый систематизировал эти знания. Когда это произошло?
П. ВОЛКОВА- Западная традиция точно так же как и традиция арабская
имеет, как я уже сказала, очень глубокий по времени след. Это очень
древняя традиция. Но в отличие от , скажем, круга животных на
Востоке ( просто я точно не знаю, кто и когда, какой царь в какой
год), про западный Зодиак, который и есть ЗОДИАК, то есть ЗОО ДИАК
(КРУГ ЖИВОТНЫХ), про него известно очень точно, что его нарисовал и
определил величайший, я бы сказала гениальный астроном и ученый
грек, которого звали Клавдий Птолимей. И жил он в первом веке новой
эры. Как говорят, что-то с 60 по 160… в общем, жил он лет 80, по
всей вероятности, в эпоху Флавиев, скорее всего, и вот он-то и
нарисовал тот зодиакальный пояс, или ту зодиакальную сферу, которой
мы пользуемся. Там тоже животные, но в отличие от абсолютно
татомного происхождения восточного зооморфического календаря,ь где
просто Собака, просто Бык, просто Кабан, считается, что его
зодиакальный пояс соотносится с античной мифологией.
С. СОРОКИНА – Вот эти все Козероги и…
П. ВОЛКОВА – Все Козероги, Стрельцы и вообще все звездное небо. Они
соотносятся с античной космоастрологической идеей. Вот я не знаю,
Светлана Иннокентьевна, видели ли Вы когда-нибудь очень большие
старые глобусы?
С. СОРОКИНА – Видела, видела. Они наложены…
П. ВОЛКОВА – Они заполнены фигурами, созвездий, животных. Там тесно
очень. Как будто бы звездное небо , как будто бы эта сфера небесная
спроецировала себя на Землю. Потому что это же глобус, на который
спроецировано звездное небо. Мне она очень нравится, потому что
воочию показывает эти символы как системы соответствий. И вот эти
вот параллельные миры, которые постоянно между собой пересекаются и
перекрещиваются. Я знаю очень крупных ученых, гениальных ученых,
которые говорят: «Нет, никакой астрологии нет». Ну и пусть говорят.
Это ничего не значит. Знаете, у них чего не хватишься, ничего нет.
Вот есть астрология! И замечательно Булгаков описывает в «Мастере и
Маргарите», когда у него идет с Берлиозом тот самый знаменитый
разговор на скамеечке.
С. СОРОКИНА – А этого нет? И этого, и дьявола у вас нет?
П. ВОЛКОВА – А он… А он ему говорит, там: «Меркурий вошел в какой-то
дом», то есть он просто на глазах создает этот гороскоп, который тут
же…
С. СОРОКИНА – Раз, два, три, да? И претворяется…
П. ВОЛКОВА – И осуществляется.
С. СОРОКИНА – И Берлиозу отрезало голову.
П. ВОЛКОВА – И вот есть сеанс «черной магии», а никакого нет
разоблачения. Вот Булгаков показал в своем романе наглядный пример
этого астрологического эксперимента. Булгаков жил внутри этой
культуры. Дело не в том, верим или нет. Дело в том, внутри какой
культуры мы живем. Эта жизнь при определенных…
С. СОРОКИНА – И как мы себя ощущаем.
П. ВОЛКОВА – И как мы себя ощущаем внутри этой культуры. И
замечательно написал когда-то поэт Самойлов в стихотворении,
посвященном Рамбоа: «Мы с тобой в чудеса не верим, потому их у нас
не бывает».
С. СОРОКИНА – Не бывает. Я тоже это помню, да.
П. ВОЛКОВА – Для того, чтобы… Да, вы помните. Для того чтобы
случилось, надо поверить в это. А если ты в это не веришь, то ты
пройдешь, как проходит косой дождь, и не заметишь ничего. И как
пишет Рансара: «И что тебе это предсказывание звезд, если тебя
вообще сейчас интересует ну нечто совершенно другое, ну, не
подгорела ли каша». Хотя я не против быта, я за него. Так вот я хочу
сказать в отношении Клавдия Птоломея, что как раз эту карту впервые,
этот пояс животных сделал он. И говорят, что он…
С. СОРОКИНА – Да, и вы сказали, что на античную мифологию
ориентировался.
П. ВОЛКОВА – Да, скажем, допустим, Овен восходит в своей
мифологической первичности к мифу о Руне и Колхиде. Хотя Овен носит
знак средневековой жертвы. Овен – жертва. Овен – спаситель. Между
прочим, когда Волхвы-звездочеты, а они были астрологи,
Волхвы-звездочеты, пошли за звездой в Вифлеем. Эта была первая
звезда – знак Рыбы, когда наша Земля вошла в созвездие Рыбы из
созвездия Овна. Точно так же, как мы сейчас из Рыб перешли в
Водолей.
С. СОРОКИНА – В Водолей.
П. ВОЛКОВА – Хочешь верь, хочешь не верь – перешли. Она нас не
спросила, и мы перешли. И поэтому очень часто зодиакальный знак
Рыбы, две вот такие рыбки, это знак Христа, хотя родился он в
декабре, как бы по этому знаку он Козерог. Но он…
С. СОРОКИНА – Волхва ориентировались на звезду, на появление Христа.
П. ВОЛКОВА – Да, более того, с этим связана вообще новая эра… Новая
эра, которая принята всем миром.
С. СОРОКИНА – И, кстати говоря, отвлекусь немножко в сторону, на
самом деле и Христианство, и Православие наше уж там особенно, как
раз во все эти предсказания, в волхоство не очень-то верит, и
наоборот, призывает никак не ориентироваться на…
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что дело не в том, верит или не верит. Потому
что, например, латинская церковь, например Фома Аквинский, который
сам был недюжинным ученым, недюжинным ученым-астрологом и теологом,
но Фома Аквинский очень аккуратно говорил об астрологии. Фома
Аквинский как раз и считал, что это наука для очень немногих людей,
а в основном он называл это «ярмарочным обманом». И у него есть
целый ряд высказываний по этому поводу, что ярмарочные обманы, да,
конечно, во многом это ярмарочные обманы, во многом, вот это
индустрия целая, возможность зарабатывать деньги. Но особо на этом
не следует останавливаться. Что касается православных азов церкви,
да, философия православия, христианская православная философия, она
о человеке и о мире мыслит иначе, мыслит иначе. Человек проживает
свою жизнь и бессмертной душой обладает он один, и никаких животных
там. И он должен пройти свой путь от и до.
С. СОРОКИНА – И сотворен был в другой день.
П. ВОЛКОВА – И сотворен был в другой день творения, потому что все
животные были сотворены в один день, а человек был сотворен в другой
день. И поэтому животные входят в специальный список сотворения,
который называется бестиарий. Вот эти все животные, которых мы видим
и в китайском календаре, и в зодиакальном языческом круге, входят в
бестиарий.
С. СОРОКИНА – Человек отдельно, и он не смеет заглядывать в будущее,
потому что…
П. ВОЛКОВА – Нет, нет, ему не полагается заглядывать в будущее, ему
не полагается. А как не заглядывать в будущее, когда если ты
правильно в него заглядываешь и получаешь, вопрошаешь и получаешь
правильный ответ, ты компас в руках держишь. Дело не в том, что
должен слепо верить каждому слову, но какие-то ориентиры грамотная
астрология человеку, безусловно, дает. Ну, а в древности шагу не
ступали без астрологов или волхвов.
С. СОРОКИНА – Секундочку, возвращаемся снова к тому, от чего
отступили на несколько минут. Это к мифологии. Итак, с Овнами более
или менее понятно. Лев, знак, к которому вы относитесь, он откуда?
П. ВОЛКОВА – Ой, Лев – это замечательный знак. Это тот самый
Немейский Лев, которого убил Геракл. И он находится недалеко, там
эти все…
С. СОРОКИНА – Так что, символ жертвенности, что ли?
П. ВОЛКОВА – Нет, это не символ жертвенности. Лев не может быть,
какой Лев жертвенный? Лев – это символ лидерский…
С. СОРОКИНА – Ну, вот у меня вопрос. Ну, убитый Гераклом. И что?
П. ВОЛКОВА – Нет, он, это Немейский Лев, он убит был Гераклом, но
Немейский Лев является мифологическим, является мифологическим
героем, мифологическим образом. Это мифологический персонаж.
С. СОРОКИНА – А… А Козерог? Мой знак.
П. ВОЛКОВА – А вот про Козерога совсем интересно. Ваш знак? Про
Козерога я вам скажу так, что, по всей вероятности, Козерог восходит
к образу нимфы Амалтеи, которая из рога изобилия Козы выкормила
младенца Зевса. Но в круге средневековом она изображена с одним
рогом. Поэтому, может быть, у этой Козы был один рог, мы этого не
знаем.
С. СОРОКИНА – Какая-то аномальная Коза была, поэтому получился то ли
Единорог, то ли…
П. ВОЛКОВА – Нет, не аномальная Коза. И в бестиарии замечательно
описан Козерог как реально существующее животное. Единорог…
С. СОРОКИНА – А так более того, да?
П. ВОЛКОВА – Вот Единорог и Козерог – это, собственно говоря, один и
тот же персонаж. Но, повторяю, именно Клавдий Птолемей, он создал
вот этот вот самый зодиакальный круг.
С. СОРОКИНА – Еще спрошу про один знак. Вот Девы, я пытаюсь понять,
откуда что, про Дев не понимаю.
П. ВОЛКОВА – Вот, например, Водолей. Водолей – это миф младенца
Ганимеда, юноши Ганимеда, которого утащил Геракл.
С. СОРОКИНА – Это виночерпий, который на Олимпе был, да?
П. ВОЛКОВА – Да, виночерпий, который был на Олимпе.
С. СОРОКИНА – А зачем он его утащил?
П. ВОЛКОВА – Что? Очень хорошенький был мальчик, очень красивый был
такой отрок, ну чтобы красивый отрок ему разливал вино. И на Олимпе
богам вино разливал.
С. СОРОКИНА – Я думала, что это какая-то любовная история.
П. ВОЛКОВА – Насчет любовной истории не знаю, как говорится, в
кофейнике у них не сидела.
С. СОРОКИНА – И в чаше для вина.
П. ВОЛКОВА – И в чаше для вина.
С. СОРОКИНА – Так. А Девы?
П. ВОЛКОВА – Девы – это образ правосудия, это образ правды, истины.
Дева – это Мойра. Это богиня судьбы и предначертания, то есть
истинности, истинного правосудия.
С. СОРОКИНА – То есть за каждым знаком стоит какая-то интереснейшая
история.
П. ВОЛКОВА – За каждым знаком стоит интереснейшая история. И очень
интересно было бы не только эти вот астрологические дешевые
календарики предлагать, ну чтобы какой-нибудь знающий человек
написал наконец историю зодиакального круга Птолемеевского.
С. СОРОКИНА – Зодиакального мира, я бы даже сказала.
П. ВОЛКОВА – Зодиакального мира целого, да. И восточного. Было бы
неплохо, чтобы мы не путались там, где не знаем.
С. СОРОКИНА – Скажите, пожалуйста, Паола Дмитриевна, опять же,
наверное, отвлекаясь. Наверняка это впрямую не имеет отношение. Но в
силу того, что у меня эта книга есть, и у вас, я знаю прекрасно,
есть. Как относится к тому, о чем мы говорим, вот к этому кругу
зодиакальному, как относится Книга перемен?
П. ВОЛКОВА – Вы знаете, прямого отношения к зодиакальному кругу
Книга перемен не имеет. Но она имеет отношение к Лошади, которая
вышла из воды и предстала перед Фусием. Когда эта Лошадь, обойдя
Фусий, повернулась к нему спиной, он увидал на ней эти знаки, те
знаки, которые потом стали шестьюдесятью четырьмя гексограммами
Книги перемен. То есть эта Книга имеет также космоастрологическое
значение, вне всякого сомнения. Но эта Книга так же серьезна и
сложна, как и та древняя наука, о которой мы говорим. И до сих пор
этой Книгой пользуются все, ее перевел Шуцкий первый на русский
язык, приобщив тем самым нашу культуру к этим древним знаниям,
древним китайским знаниям на основе Богуа «Восемь углов», и…
С. СОРОКИНА – Я, кстати, извините, перебью на секундочку. Не забуду,
как я однажды открыла Книгу и увидела там фотографию Шуцкого и
спросила: «А какова была его судьба?» И оказалось, что он был
расстрелян, да, в тридцатых годах?
П. ВОЛКОВА – Он был расстрелян в 36-м году раньше всех, потому что
он был антропософом. Его расстреляли как антропософа.
С. СОРОКИНА – А вы не понимали, что это за статья «антропософ»?
П. ВОЛКОВА – Ну, мы сейчас говорим все-таки об астрологии, а не об
антропософе.
С. СОРОКИНА – Да, но я не закончила, я просто спросила. Я для
радиослушателей хочу сказать, что когда я спросила Паолу Дмитриевну,
а за что же его расстреляли, сначала Паола упомянула мне о том, вот
об антропософе, а потом сказала: «Да что вы в самом деле, посмотрите
на выражение его лица».
П. ВОЛКОВА – На его лицо, просто на его лицо.
С. СОРОКИНА – На его лицо, да.
П. ВОЛКОВА – Просто его надо было тогда взять и расстрелять, с
такими лицами…
С. СОРОКИНА – Слишком инородное было лицо.
П. ВОЛКОВА – Да, с такими лицами люди не должны были ходить по
улицам и не жить. Но дело не в судьбе даже Шуцкого сейчас в этой
Книге, а дело в том, что какое количество институтов занимаются
попыткой представить себе, как были написаны все эти афоризмы Книги
перемер, как они были составлены. Ответа же нет. Но ведь откуда
Ведущие: Светлана Сорокина
Гости: Паола Волкова
Год Собаки - тень будущего
31 декабря 2005, 20.08 – 21.00
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Паола Волкова, историк культуры,
профессор.
Эфир ведет Светлана Сорокина.
С. СОРОКИНА – Здравствуйте. В эфире программа «В круге света». У
микрофона Светлана Сорокина. Сегодня 31 декабря, мы прощаемся с 2005
годом, и в этот уже поздний час кто-то совсем не хочет слушать, а
мне совсем не хочется говорить о политике, подводить уже многократно
подведенные итоги. Давайте о нашем предчувствии будущего, об
извечном человеческом желании заглянуть в завтрашний день. Среди
подарков, которые мы приготовили друзьям и близким к Новому году,
наверняка есть игрушечные собаки, какие-то другие изображения этого
животного. Потому что будущий год – и это все знают – Год Собаки по
восточному календарю. Наступит он на самом деле где-то через месяц,
но не суть важно. Все мы пытаемся сообразить – чего ждать от этого
наступающего года. И в гороскопы заглядываем мы тоже. Но если вы
подумали, что сегодня я пригласила к разговору астролога или
гадалку, то вы ошиблись. Я пригласила в студию историка культуры,
профессора, преподавателя Высших режиссерских курсов, и наконец,
моего хорошего друга Паолу Волкову. Здравствуйте, Паола Дмитриевна.
С наступающим Новым годом! И скажите мне , пожалуйста, откуда вообще
возник этот круг животных – собака, петух, крыса, змея… весь этот
набор откуда возник?
П. ВОЛКОВА - Светлана Иннокентьевна, Вы имеете в виду восточный круг
животных или латинский круг животных?
С. СОРОКИНА – Нет-нет, восточный.
П. ВОЛКОВА – Круг животных, как выясняется, есть буквально во всех
культурах. Есть латинский, есть восточный, есть индийский, есть
кельтский, есть старославянский…
С. СОРОКИНА – То есть здесь китайцы не первооткрыватели?
П. ВОЛКОВА – Мне думается, что здесь слово «первооткрыватель» не
годится, потому что это не открытие Атлантиды и не изобретение
колеса. Речь идет о нашем сознании. И наше сознание древнее-древнее
и, по всей вероятности, очень маломеняющееся. И вот это самое
соответствие наше, круг соответствий, это символы соответствий между
миром животным и миром, скажем, зооморфным и антропоморфным, как
называется это по науке, наверное это присуще нашему сознанию. Я не
хочу сказать, что в далеком прошлом мы были животными, но мы
воспринимали себя неотделимо от мира, и это очень здорово написано в
книге Костанеды. Это очень там интересно. А в разговорах..
прослеживается в разговорах дона Хуана Костанеды. В сознании нашем
заложена связь наша с животным миром, с тотемным животным миром. А
вот другое дело, это когда мы, отделившись от него, стали создавать
зодиакальный круг.
С. СОРОКИНА – Сейчас, секундочку-секундочку… мы к этому подойдем.
Потому что зодиакальный круг – это уже западная история… Я,
собственно, хотела бы…
П. ВОЛКОВА – Зодиакальный круг – это восточная история тоже.
С. СОРОКИНА – Тоже восточная?..
П. ВОЛКОВА – Да, безусловно.
С. СОРОКИНА - Но оформлена была уже как западная окончательно...Ну,
сейчас мы подойдем к этому. И все же, когда можно говорить о том,
что был как бы придуман и введен в практику и упоминается вот этот
вот круг животных – Собака, Петух, Крыса?
П. ВОЛКОВА – Это восточное разделение двенадцатимесячного цикла по
животным.
С. СОРОКИНА – До нашей эры задолго, да?
П. ВОЛКОВА – Боже мой, я думаю, что это не до нашей эры, а за
несколько тысячи лет до новой эры был создан такой зооморфический
круг. Причем это круг постоянно повторяющийся, он обновляющийся, да?
12 лет – это разная на цвет Собака, а вот красная Собака – это раз в
60 лет.
С. СОРОКИНА - А почему цвет возник, как он приплюсовался?
П. ВОЛКОВА – Это очень интересно. Вот этот вопрос мне Ваш очень
нравится. Потому что китайская символика… космогоническая китайская
символика. Древняя китайская философия космогоническая, она
называется Богуа, и она осмысляет мир не только через символы, но
через символы соответствий: светом, числом, образом. Каждое животное
имеет свою принадлежность к тому или иному месяцу, тому или иному
времени года и даже к тому или иному символу мужскому или женскому.
Например, дракон имеет отношение к высшему божественному назначению,
дракон всегда символ нового года. Красный дракон. Потому что один из
самых замечательных китайских мудрецов, которого звали Фу-си, и о
Фу-си говорят, что когда-то ему явилась лошадь, и даже называют год
появления этой лошади перед Фу-си – это 2032 год до новой эры. Так
вот Фу-си отождествляет появление лошади с новыми знаниями. Это не
человек, это лошадь. А сам Фу-си утверждал, что он пришел со звезды
Альфа из Созвездия Дракона. Вот вам и соответствие Фу-си с
астрологическим символом - Созвездие Дракона со звездой Альфа.
С. СОРОКИНА – И это в такую древность люди уже так подробно изучили
звездный мир?
П. ВОЛКОВА – А я полагаю, что в очень глубокой древности люди
обладали теми специальными знаниями, которые нам сейчас не нужны. Мы
занимаемся сейчас астрологией , так же как занимались астрологией
когда-то. Но мы не сосредоточены на ней так, как были сосредоточены
на ней они. И они знали соответствие символов с определенными
архетипами человека. Определенный, скажем, образ есть, символ –
Крыса. Год Крысы, да? Раскройте любой календарь, который продается
за 10 рублей в любом газетном киоске, и там есть описание Года
Крысы. Так вот в древности вы не нашли бы ни одной девушки, которая
родилась бы в Год Крысы.
С. СОРОКИНА - А почему?
П. ВОЛКОВА – А ей трудно замуж было потом выйти.
С. СОРОКИНА – А что, что такое говорила Крыса о родившихся в этот
год?
П. ВОЛКОВА – А Крыса ничего не говорила о родившихся в этот год, но
женщины Года Крысы обладают малосимпатичными для замужества
качествами. Они скупы, скаредны, они въедливы, они малоинтересны…Ну
и кто же будет жениться на Крысе-то? Это ведь не какой-нибудь
женщина-Поросенок…
С. СОРОКИНА – А что, Поросенок лучше, да?
П. ВОЛКОВА – Это веселые женщины, чистоплотные, широкие,
любительницы пожить…
С. СОРОКИНА – А Вы в какой год родились, Паола Дмитриевна?
П. ВОЛКОВА – Я в хороший год – Лошади.
С. СОРОКИНА – А-а-.. Может быть, Ваша трактовка с этим связана?
П. ВОЛКОВА – Нет, моя трактовка с этим не связана. Знаков же не
бывает хороших или плохих.
С. СОРОКИНА – Но вот, судя по всему, Год Крысы не очень… Скажите
мне, пожалуйста, ведь наверное очень трудно разделить все
человечество – и женское, и мужское – на эти 12 категорий.. Почему
вообще получилось так, что какому-то году присваивался вот такой
звериный знак? С чего это?
П. ВОЛКОВА – Не только году, но и месяцу.
С. СОРОКИНА – Но и месяцу. Почему?
П. ВОЛКОВА - Дело в том, что в Китае звериный знак присваивается не
только году, но даже месяцу. Потому что, например, я знаю, что июль
месяц – Месяц Лошади. Мне так рассказывали. То есть я родилась в Год
Лошади, и еще и в месяц Лошади.
С. СОРОКИНА – Ну вот почему так возникло? Это что – некий набор
статистических наблюдений ?..
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что это символика соответствий наблюдений за
определенным архетипом человека, личностью человека, его поведением,
складывающимся на протяжении очень долгого времени, и введению в
соответствующий символ или присвоение символу определенных качеств
или знаком. Это очень наука сложная, очень наука древняя, требующая
углубленного и совершенно определенного знания. Но мы сейчас очень
много об этом говорим, потому что она стала масс-культурой.
С. СОРОКИНА – Секундочку. Паола Дмитриевна, а вот вопрос. А вот год,
который получает название того или иного животного – это почему так?
Потому что люди на год смотрят через призму вот этого звериного
знака? Говорят, например, что предстоящий год – Год Собаки – он
будет обладать какими-то вот такими чертами… год уже. Откуда это
взялось?
П. ВОЛКОВА - Ответить на этот вопрос невозможно. И я думаю, что не
найдется ни одного человека, который ответит на Ваш вопрос, то есть
заглянет в корень корня. Мы имеем дело с уже готовыми определениями.
Мы получаем готовые знания. И очень трудно сказать , где начало
начал. Это все равно, что разговор о начале начал. Вот мы получили
это знание, и мы им пользуемся пять тысяч лет. И пользовались им в
Египте, и пользовались им в величайшей стране астрологических знаний
– в Вавилоне, в Месопотамии, Халдее, финикийцев, греков.
С. СОРОКИНА – Хорошо. А когда появился…
П. ВОЛКОВА – Но мы не знаем, как это складывается, мы знаем уже
готовый результат.
С. СОРОКИНА – Уж слишком давно все это сложилось.
П ВОЛКОВА – Слишком давно все это сложилось.
С. СОРОКИНА - То есть практически это еще до письменности как
таковой?
П ВОЛКОВА – Нет, я не думаю, чтобы это было до письменности. Но я
думаю, что… А может быть, да. А может быть, и до письменности. Я
боюсь врать, не хочу, но думаю, что и до письменности.
С. СОРОКИНА – А когда сложился зодиакальный круг? Вот эти Козероги,
Стрельцы, Львы?
П. ВОЛКОВА – Вы знаете, я еще хотела бы сказать несколько слов о
восточном… о восточном зодиакальном круге. В нем есть очень
любопытная одна черта. Это деление этого круга по стихиям. Три
месяца, по три месяца – это разные стихии. По три животных, по
двенадцать животных. Значит, их четыре группы, и в каждой группе по
три животных. Они обязательно носят характер какой-нибудь стихии.
Вот эта Собака носит стихию Огня.
С. СОРОКИНА – Красная.
П. ВОЛКОВА – Красная Собака носит стихию Огня. А в другой раз эта
Собака может носить стихию Воды и быть Голубой. Признаки стихии
Воды. А в другой раз эта Собака может быть Черной и носить признаки
Стихии Земли. То есть есть характеристика Собаки, а есть еще ее
цветовая характеристика. Это уже уточнение по отношению к Собаке. Но
вот эти вот четыре стихии, которые определяют, грубо определяют саму
идею характеристики, эти же четыре стихии действуют и в европейском
календаре, и в европейской астрологии. Они неизменны. И что самое
поразительное, что если мы пользуемся этим календарем и стихий, и
знаков, то, стало быть, он не утратил, наверное, своего значения и
сейчас. Как странно, правда?
С. СОРОКИНА – Да.
П. ВОЛКОВА - Все развивается, а эта циклическая система…
С. СОРОКИНА - Остается неизменной.
П. ВОЛКОВА – Остается практически неизменной. Вот вопрос вопросов.
С. СОРОКИНА – Вы чем-то это объясняете? Ваше объяснение какое?
П. ВОЛКОВА - Мое объяснение связано с тем, что это имеет отношение к
самой первичности нашего существования, к нашему сознанию. И очень
трудно проследить формирование нашего сознания. Вот существует такая
теория… Существует такая теория, по которой наше сознание не
развивается, а упрощается. Мы знаем, что, по всей вероятности, вот
это тотемная соотнесенность, или вот это тотемное соотношение между
определенным типом человека и животного, оно связано с нашим
хтоническим сознанием. Оно связано с хтоникой, а хтоническое
сознание не отделяет человека от природы, не отделяет его от горы,
не отделяет его от реки. У него есть камни, у него есть кости, у
него есть земля, у него есть вода-кровь, у него есть пламя-сердце. И
хтоническое-то сознание нам сейчас присуще. А куда оно делось бы?
Никуда оно не делось.
С. СОРОКИНА – Может быть, можно сказать, что мы сейчас стали узкими
специалистами и утратили вот это такое сферическое восприятие мира
окружающего?
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что на какое-то время мы его утратили, а в
нашей стране мы утратили его совсем на очень долгое время, но, как
известно, так же, как нельзя отменить Бога, нельзя отменить Елку,
нельзя отменить астрологию и нельзя отменить культуру. Если что-то в
культуре однажды возникло, однажды возникло, это все равно никуда не
денется. Если однажды возникли какие-то формы определенные
культурного общения людей с Космосом, вот они так и остаются до сих
пор.
С. СОРОКИНА – Я-то еще на самом деле объясняю вот эту долгую
неисчезающую историю, в том числе вот этого зодиакального круга,
тем, что людям присущи, как раньше, так теперь, желания немножко
заглянуть в будущее, желание предвидеть. А то, что связано с
астрологией, то, что связано вот с этими вещами, оно неизбывно, да?
Оно всегда пытается объяснить или предсказать это самое наше
будущее. Поэтому в этом смысле мы далеко не ушли?
П. ВОЛКОВА – Нет, мы никуда не ушли. Я не знаю, может быть,
астрологическая наука очень сильно развилась, я не знаю, я не
специалист в области астрологии. Но я хочу сказать, что то сознание,
которое породило систему символических соответствий – карту
звездного неба, животного мира и человека, – называется учение о
единстве мира. И мы к нему сейчас возвращаемся. Вот почему оно для
нас не теряет своей актуальности, не теряет своего значения. Потому
что актуально – это то, что востребовано, то, на что не отвечено.
С. СОРОКИНА – Паола Дмитриевна, а Вы сами прибегали или прибегаете к
каким-то попыткам немножко заглянуть в будущее? И чем Вы тогда
пользуетесь?
П. ВОЛКОВА – В будущее? Я отвечу Вам, Светлана Иннокентьевна
несколько позднее. Но о будущем очень хорошо сказала Ахматова. У нее
есть статья о Модильяни, и она написала там, что «будущее уже
отбрасывало свою тень». То есть, будущее отбрасывает свою тень в
настоящее. Весь вопрос заключается в том, чтобы прочитать эту тень.
И она говорит, что окружающих меня людей очень удивляла моя
способность видеть эту тень, понимать будущее, а также видеть чужие
сны и читать чужие мысли. Модильяни это очень удивляло, а близкие
мои давно к этому привыкли. Будущее отбрасывает тень в настоящее
всегда.
С. СОРОКИНА – Как эта тень считывается, как ее можно считать?
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что это доступно очень немногим людям. Я
думаю, что это редчайший дар. Этим даром наделено очень малое
количество людей, точно так же как очень малое количество людей
может прочитать эту идею развития, потому что будущее – это идея
развития, по звездам. То есть очень малое количество настоящих
астрологов. Те астрологические календари, которыми мы пользуемся
сейчас, они какую-то долю правды несут в себе, все-таки несут, но
нельзя сказать, что это настоящий астрологический календарь. Были
настоящие астрологические календари, составленные очень серьезными
людьми. Вероятно, такие люди есть и сегодня.
С. СОРОКИНА – На самом деле ведь известны, описаны факты серьезных
предсказаний, связанных с великими людьми и с их деяниями от
древности до недавнего прошлого…
П. ВОЛКОВА – Конечно, это замечательная совершенно история, когда
Наполеон Бонапарт…должна сказать, чем человек значительнее, тем
сложнее, тем больше он связан с разного рода знаниями. Потому что
астрология – это помимо всего еще способ познать себя. У него были
гадалки, у него был астролог, и он заказал, будучи капралом,
гороскоп свой не кому-нибудь, а величайшему астрологу, астроному и
математику своего времени Ла Пласу.
С. СОРОКИНА – И что это было за предсказание? Вернее,
астрологический прогноз.
П. ВОЛКОВА – Это было очень интересное предсказание. История
описывает следующий эпизод. Однажды Ла Плас к себе в свою
обсерваторию пригласил какое-то количество друзей. Они сидели,
болтали, пили вино и никак не могли понять, зачем Ла Плас позвал их.
И вдруг они услыхали, как старые деревянные ступеньки заскрипели, и
он сказал: «Господа, вы слышите скрип этих ступенек? К нам
поднимается судьба Франции». И вошел будущий Наполеон Бонапарт, Вот
уж как хотите…
С. СОРОКИНА – То есть он это прочитал в его…
П. ВОЛКОВА – Да, я могу сказать, что Леонид Ильич Брежнев, наш
генсек покойный, он имел в астрологах Сергея Александровича
Вронскому, которому принадлежат все современные книги по астрологии,
и очень серьезные. И Леонида Ильича Брежнева жгуче интересовал
вопрос: когда умрет Мао Цзедун?
С. СОРОКИНА - Узнал он эту дату?
П. ВОЛКОВА – Узнал. И Сергей Александрович составил гороскоп и
написал, что он умрет от 6 до 12 ноября 1972 года. Он умер 9-го. Это
сам Вронский описывает в своей книге по астрологии. И таких примеров
очень много, очень много.
С. СОРОКИНА - А вот эти самые предсказания знаменитые , которые мы
очень любим…
П. ВОЛКОВА - Нострадамуса?
С. СОРОКИНА - Нострадамуса, да. Они тоже как-то связаны?..
Нострадамус смотрел на звезды? Это было связано с астральным
знанием?
П. ВОЛКОВА - Знаете, как то сказать, что смотрели они на звезды,
значит, не сказать ничего. Они считывали параллельные соответствия
между тем, что происходит в космическом, звездном, упорядоченном
пространстве , и какую тень они отбрасывают на наши земные дела и
наши земные судьбы, и как влияют они на нашу природу, на наше
самочувствие. Но сейчас же нет ни одного человека, который бы не
сказал: «Я метеозависим». А что это такое, как не первичная
астрология? Вернее, признание права астрологии на существование. И
известно, что он составил гороскоп Генриху Второму и предсказал, что
Генрих Второй будет убит на турнире рыцарском. И Мария Медичи не
пускала его на этот турнир, она не хотела, что он выходил на этот
турнир. Потому что женщина она была образованная и умная, и
Нострадамусу доверяла. Но он ведь не послушал и был убит герцогом
Мантгомери именно на турнире, и именно так, как предсказал это
Нострадамус. И вы знаете, очень интересно, вот современник Генриха
Второго французский поэт Ронсар написал удивительные совершенно
стихи об астрологии. Он написал, что звезды со звездами
переговариваются и переговариваются с нами, но мы не верим, мы не
слышим, мы не внемлем этому голосу. Но в 16 века астрология
отделилась от астрономии, а раньше эта наука была единой и входила в
необходимый минимум ученого человека. В так называемый «квадриум»,
входило и изучение астрологии.
Но мы с вами говорили о европейском круге…
С. СОРОКИНА – А вот это мы обязательно сделаем, но сразу после
коротких новостей. Я напоминаю вам, что разговариваем мы сегодня
вечером 31 декабря, накануне Нового года с историком культуры,
профессором, преподавателем Высших режиссерских курсов Паолой
Дмитриевной Волковой. И продолжение нашего разговора – сразу после
новостей.
НОВОСТИ
С. СОРОКИНА – Еще раз здравствуйте. Это программа «В круге света», у
микрофона Светлана Сорокина. Напротив меня находится историк
культуры, профессор Паола Волкова. Паола Дмитриевна, мы с Вами
остановились на том, что хотели обратиться уже к западной традиции,
к западному зодиакальному кругу, и к тому, когда это было оформлено,
кто первый систематизировал эти знания. Когда это произошло?
П. ВОЛКОВА- Западная традиция точно так же как и традиция арабская
имеет, как я уже сказала, очень глубокий по времени след. Это очень
древняя традиция. Но в отличие от , скажем, круга животных на
Востоке ( просто я точно не знаю, кто и когда, какой царь в какой
год), про западный Зодиак, который и есть ЗОДИАК, то есть ЗОО ДИАК
(КРУГ ЖИВОТНЫХ), про него известно очень точно, что его нарисовал и
определил величайший, я бы сказала гениальный астроном и ученый
грек, которого звали Клавдий Птолимей. И жил он в первом веке новой
эры. Как говорят, что-то с 60 по 160… в общем, жил он лет 80, по
всей вероятности, в эпоху Флавиев, скорее всего, и вот он-то и
нарисовал тот зодиакальный пояс, или ту зодиакальную сферу, которой
мы пользуемся. Там тоже животные, но в отличие от абсолютно
татомного происхождения восточного зооморфического календаря,ь где
просто Собака, просто Бык, просто Кабан, считается, что его
зодиакальный пояс соотносится с античной мифологией.
С. СОРОКИНА – Вот эти все Козероги и…
П. ВОЛКОВА – Все Козероги, Стрельцы и вообще все звездное небо. Они
соотносятся с античной космоастрологической идеей. Вот я не знаю,
Светлана Иннокентьевна, видели ли Вы когда-нибудь очень большие
старые глобусы?
С. СОРОКИНА – Видела, видела. Они наложены…
П. ВОЛКОВА – Они заполнены фигурами, созвездий, животных. Там тесно
очень. Как будто бы звездное небо , как будто бы эта сфера небесная
спроецировала себя на Землю. Потому что это же глобус, на который
спроецировано звездное небо. Мне она очень нравится, потому что
воочию показывает эти символы как системы соответствий. И вот эти
вот параллельные миры, которые постоянно между собой пересекаются и
перекрещиваются. Я знаю очень крупных ученых, гениальных ученых,
которые говорят: «Нет, никакой астрологии нет». Ну и пусть говорят.
Это ничего не значит. Знаете, у них чего не хватишься, ничего нет.
Вот есть астрология! И замечательно Булгаков описывает в «Мастере и
Маргарите», когда у него идет с Берлиозом тот самый знаменитый
разговор на скамеечке.
С. СОРОКИНА – А этого нет? И этого, и дьявола у вас нет?
П. ВОЛКОВА – А он… А он ему говорит, там: «Меркурий вошел в какой-то
дом», то есть он просто на глазах создает этот гороскоп, который тут
же…
С. СОРОКИНА – Раз, два, три, да? И претворяется…
П. ВОЛКОВА – И осуществляется.
С. СОРОКИНА – И Берлиозу отрезало голову.
П. ВОЛКОВА – И вот есть сеанс «черной магии», а никакого нет
разоблачения. Вот Булгаков показал в своем романе наглядный пример
этого астрологического эксперимента. Булгаков жил внутри этой
культуры. Дело не в том, верим или нет. Дело в том, внутри какой
культуры мы живем. Эта жизнь при определенных…
С. СОРОКИНА – И как мы себя ощущаем.
П. ВОЛКОВА – И как мы себя ощущаем внутри этой культуры. И
замечательно написал когда-то поэт Самойлов в стихотворении,
посвященном Рамбоа: «Мы с тобой в чудеса не верим, потому их у нас
не бывает».
С. СОРОКИНА – Не бывает. Я тоже это помню, да.
П. ВОЛКОВА – Для того, чтобы… Да, вы помните. Для того чтобы
случилось, надо поверить в это. А если ты в это не веришь, то ты
пройдешь, как проходит косой дождь, и не заметишь ничего. И как
пишет Рансара: «И что тебе это предсказывание звезд, если тебя
вообще сейчас интересует ну нечто совершенно другое, ну, не
подгорела ли каша». Хотя я не против быта, я за него. Так вот я хочу
сказать в отношении Клавдия Птоломея, что как раз эту карту впервые,
этот пояс животных сделал он. И говорят, что он…
С. СОРОКИНА – Да, и вы сказали, что на античную мифологию
ориентировался.
П. ВОЛКОВА – Да, скажем, допустим, Овен восходит в своей
мифологической первичности к мифу о Руне и Колхиде. Хотя Овен носит
знак средневековой жертвы. Овен – жертва. Овен – спаситель. Между
прочим, когда Волхвы-звездочеты, а они были астрологи,
Волхвы-звездочеты, пошли за звездой в Вифлеем. Эта была первая
звезда – знак Рыбы, когда наша Земля вошла в созвездие Рыбы из
созвездия Овна. Точно так же, как мы сейчас из Рыб перешли в
Водолей.
С. СОРОКИНА – В Водолей.
П. ВОЛКОВА – Хочешь верь, хочешь не верь – перешли. Она нас не
спросила, и мы перешли. И поэтому очень часто зодиакальный знак
Рыбы, две вот такие рыбки, это знак Христа, хотя родился он в
декабре, как бы по этому знаку он Козерог. Но он…
С. СОРОКИНА – Волхва ориентировались на звезду, на появление Христа.
П. ВОЛКОВА – Да, более того, с этим связана вообще новая эра… Новая
эра, которая принята всем миром.
С. СОРОКИНА – И, кстати говоря, отвлекусь немножко в сторону, на
самом деле и Христианство, и Православие наше уж там особенно, как
раз во все эти предсказания, в волхоство не очень-то верит, и
наоборот, призывает никак не ориентироваться на…
П. ВОЛКОВА – Я думаю, что дело не в том, верит или не верит. Потому
что, например, латинская церковь, например Фома Аквинский, который
сам был недюжинным ученым, недюжинным ученым-астрологом и теологом,
но Фома Аквинский очень аккуратно говорил об астрологии. Фома
Аквинский как раз и считал, что это наука для очень немногих людей,
а в основном он называл это «ярмарочным обманом». И у него есть
целый ряд высказываний по этому поводу, что ярмарочные обманы, да,
конечно, во многом это ярмарочные обманы, во многом, вот это
индустрия целая, возможность зарабатывать деньги. Но особо на этом
не следует останавливаться. Что касается православных азов церкви,
да, философия православия, христианская православная философия, она
о человеке и о мире мыслит иначе, мыслит иначе. Человек проживает
свою жизнь и бессмертной душой обладает он один, и никаких животных
там. И он должен пройти свой путь от и до.
С. СОРОКИНА – И сотворен был в другой день.
П. ВОЛКОВА – И сотворен был в другой день творения, потому что все
животные были сотворены в один день, а человек был сотворен в другой
день. И поэтому животные входят в специальный список сотворения,
который называется бестиарий. Вот эти все животные, которых мы видим
и в китайском календаре, и в зодиакальном языческом круге, входят в
бестиарий.
С. СОРОКИНА – Человек отдельно, и он не смеет заглядывать в будущее,
потому что…
П. ВОЛКОВА – Нет, нет, ему не полагается заглядывать в будущее, ему
не полагается. А как не заглядывать в будущее, когда если ты
правильно в него заглядываешь и получаешь, вопрошаешь и получаешь
правильный ответ, ты компас в руках держишь. Дело не в том, что
должен слепо верить каждому слову, но какие-то ориентиры грамотная
астрология человеку, безусловно, дает. Ну, а в древности шагу не
ступали без астрологов или волхвов.
С. СОРОКИНА – Секундочку, возвращаемся снова к тому, от чего
отступили на несколько минут. Это к мифологии. Итак, с Овнами более
или менее понятно. Лев, знак, к которому вы относитесь, он откуда?
П. ВОЛКОВА – Ой, Лев – это замечательный знак. Это тот самый
Немейский Лев, которого убил Геракл. И он находится недалеко, там
эти все…
С. СОРОКИНА – Так что, символ жертвенности, что ли?
П. ВОЛКОВА – Нет, это не символ жертвенности. Лев не может быть,
какой Лев жертвенный? Лев – это символ лидерский…
С. СОРОКИНА – Ну, вот у меня вопрос. Ну, убитый Гераклом. И что?
П. ВОЛКОВА – Нет, он, это Немейский Лев, он убит был Гераклом, но
Немейский Лев является мифологическим, является мифологическим
героем, мифологическим образом. Это мифологический персонаж.
С. СОРОКИНА – А… А Козерог? Мой знак.
П. ВОЛКОВА – А вот про Козерога совсем интересно. Ваш знак? Про
Козерога я вам скажу так, что, по всей вероятности, Козерог восходит
к образу нимфы Амалтеи, которая из рога изобилия Козы выкормила
младенца Зевса. Но в круге средневековом она изображена с одним
рогом. Поэтому, может быть, у этой Козы был один рог, мы этого не
знаем.
С. СОРОКИНА – Какая-то аномальная Коза была, поэтому получился то ли
Единорог, то ли…
П. ВОЛКОВА – Нет, не аномальная Коза. И в бестиарии замечательно
описан Козерог как реально существующее животное. Единорог…
С. СОРОКИНА – А так более того, да?
П. ВОЛКОВА – Вот Единорог и Козерог – это, собственно говоря, один и
тот же персонаж. Но, повторяю, именно Клавдий Птолемей, он создал
вот этот вот самый зодиакальный круг.
С. СОРОКИНА – Еще спрошу про один знак. Вот Девы, я пытаюсь понять,
откуда что, про Дев не понимаю.
П. ВОЛКОВА – Вот, например, Водолей. Водолей – это миф младенца
Ганимеда, юноши Ганимеда, которого утащил Геракл.
С. СОРОКИНА – Это виночерпий, который на Олимпе был, да?
П. ВОЛКОВА – Да, виночерпий, который был на Олимпе.
С. СОРОКИНА – А зачем он его утащил?
П. ВОЛКОВА – Что? Очень хорошенький был мальчик, очень красивый был
такой отрок, ну чтобы красивый отрок ему разливал вино. И на Олимпе
богам вино разливал.
С. СОРОКИНА – Я думала, что это какая-то любовная история.
П. ВОЛКОВА – Насчет любовной истории не знаю, как говорится, в
кофейнике у них не сидела.
С. СОРОКИНА – И в чаше для вина.
П. ВОЛКОВА – И в чаше для вина.
С. СОРОКИНА – Так. А Девы?
П. ВОЛКОВА – Девы – это образ правосудия, это образ правды, истины.
Дева – это Мойра. Это богиня судьбы и предначертания, то есть
истинности, истинного правосудия.
С. СОРОКИНА – То есть за каждым знаком стоит какая-то интереснейшая
история.
П. ВОЛКОВА – За каждым знаком стоит интереснейшая история. И очень
интересно было бы не только эти вот астрологические дешевые
календарики предлагать, ну чтобы какой-нибудь знающий человек
написал наконец историю зодиакального круга Птолемеевского.
С. СОРОКИНА – Зодиакального мира, я бы даже сказала.
П. ВОЛКОВА – Зодиакального мира целого, да. И восточного. Было бы
неплохо, чтобы мы не путались там, где не знаем.
С. СОРОКИНА – Скажите, пожалуйста, Паола Дмитриевна, опять же,
наверное, отвлекаясь. Наверняка это впрямую не имеет отношение. Но в
силу того, что у меня эта книга есть, и у вас, я знаю прекрасно,
есть. Как относится к тому, о чем мы говорим, вот к этому кругу
зодиакальному, как относится Книга перемен?
П. ВОЛКОВА – Вы знаете, прямого отношения к зодиакальному кругу
Книга перемен не имеет. Но она имеет отношение к Лошади, которая
вышла из воды и предстала перед Фусием. Когда эта Лошадь, обойдя
Фусий, повернулась к нему спиной, он увидал на ней эти знаки, те
знаки, которые потом стали шестьюдесятью четырьмя гексограммами
Книги перемен. То есть эта Книга имеет также космоастрологическое
значение, вне всякого сомнения. Но эта Книга так же серьезна и
сложна, как и та древняя наука, о которой мы говорим. И до сих пор
этой Книгой пользуются все, ее перевел Шуцкий первый на русский
язык, приобщив тем самым нашу культуру к этим древним знаниям,
древним китайским знаниям на основе Богуа «Восемь углов», и…
С. СОРОКИНА – Я, кстати, извините, перебью на секундочку. Не забуду,
как я однажды открыла Книгу и увидела там фотографию Шуцкого и
спросила: «А какова была его судьба?» И оказалось, что он был
расстрелян, да, в тридцатых годах?
П. ВОЛКОВА – Он был расстрелян в 36-м году раньше всех, потому что
он был антропософом. Его расстреляли как антропософа.
С. СОРОКИНА – А вы не понимали, что это за статья «антропософ»?
П. ВОЛКОВА – Ну, мы сейчас говорим все-таки об астрологии, а не об
антропософе.
С. СОРОКИНА – Да, но я не закончила, я просто спросила. Я для
радиослушателей хочу сказать, что когда я спросила Паолу Дмитриевну,
а за что же его расстреляли, сначала Паола упомянула мне о том, вот
об антропософе, а потом сказала: «Да что вы в самом деле, посмотрите
на выражение его лица».
П. ВОЛКОВА – На его лицо, просто на его лицо.
С. СОРОКИНА – На его лицо, да.
П. ВОЛКОВА – Просто его надо было тогда взять и расстрелять, с
такими лицами…
С. СОРОКИНА – Слишком инородное было лицо.
П. ВОЛКОВА – Да, с такими лицами люди не должны были ходить по
улицам и не жить. Но дело не в судьбе даже Шуцкого сейчас в этой
Книге, а дело в том, что какое количество институтов занимаются
попыткой представить себе, как были написаны все эти афоризмы Книги
перемер, как они были составлены. Ответа же нет. Но ведь откуда