Владимир Познер дал большое интервью радиостанции «Эхо Москвы», в котором рассказал о своем видении профессии журналиста и о том, почему в России пропаганда оказалась столь эффективной.
О журналистах, предавших профессию
По мнению Познера, в 2014 году в обществе резко повысилось чувство агрессии, а многие журналисты предали профессию, так как «заняли одну из сторон».
— Я понимаю так, что у меня есть определенный долг. Я помню, кто-то из ваших сотрудников в эфире вашей радиостанции сказал: у журналиста нет никакого долга, он говорит, что хочет и пускай там люди разбираются. У меня несколько иное мнение. Я считаю, что есть долг и среди этого долга это максимально, насколько он способен объективно информировать, говорить правду, насколько он способен, потому что он может и заблуждаться. Но каждый знает, когда он врет. И каждый знает, когда он говорит полуправду. И полностью информировать, а не навязывать свое мнение.
О пропаганде
Владимир Познер констатировал увеличение в СМИ пропаганды. По мнению журналиста, такую установку дали в Кремле, в том числе и руководителю «Первого канала», чтобы настроить общественное мнение в свою пользу:
— Надо объяснять какие-то вещи, поступки. А дальше как ты объяснишь. Либо это пойдет на ура, как Крым, как клеймить бандеро-фашистов, и так далее. Либо это провалится. В данном случае это проходит.
— Я думаю, пропаганда легла на умы людей, страдающих от своей неполноценности. От того, что их страну долгое время считали неважной, считали, что на них можно не обращать внимания.
О безразличии
По мнению Познера граждане России заслуживают того президента, Думу и СМИ, которых имеют, потому что никогда не протестуют:
— Все-таки мы очень безразличны. Мы можем ругать Думу или Правительство дома, но мы не даем им знать о своем отношении. И может быть, что подавляющее большинство населения относится к властям если не со знаком минус, то со знаком никаким.
О «вертикали власти» Путина
Познер высказал своё неприятие о сложившейся в России политической системе, выстроенной Владимиром Путиным таким образом, что принятие всех важных решений замкнуто на президенте:
— Даже если он очень хороший и очень умный, один человек не может управлять страной. Сколько-нибудь успешно, сколько-нибудь долго. Я также не считаю, что отмена выборов губернаторов или мэров это хорошо. По-моему, это плохо. Мне могут сказать, но ведь народ еще не готов. Он будет выбирать черт знает кого и это правда. Но ведь точно также если всех бросить в воду, то кто-то научится плавать. Кое-кто утонет. Неизбежно. Но зато будут потом плавать все.
О большой пресс-конференции Путина
— Вы знаете, в этой пресс-конференции меня удивило несколько вещей. И пожалуй, больше всего то, что было дано слово Ксении Собчак и этой женщине из Газеты.ру [Наталье Галимовой]. Да, я точно знаю, я в этом абсолютно уверен, что предварительно об этом должны были договориться. Песков бы никогда не дал слово Собчак, не договорившись об этом с Путиным. А они понимали, что она задаст неприятные вопросы, так же как и Галимова. И, тем не менее, им дали эту возможность. И не только им. И меня это удивило, признаться. Я не знаю, надо ли это толковать как-то или это посмотрите, какие мы демократические. Или это было что-то другое. Но это меня удивило, — сказал Владимир Познер.