Во вторник матч московского «Локомотива» и лондонского «Арсенала» в Лиге чемпионов болельщики могли увидеть всеми возможными способами. На бесплатном канале (НТВ), с помощью спутниковой тарелки («НТВ Плюс») и на стадионе. Две недели назад все было иначе — трансляцию из Киева видели только подписчики платного канала. Через месяц история снова повторится — трансляции из Милана и Лондона тоже будут недоступны большинству телезрителей.
Почему на НТВ в прямом эфире показывают только трансляции московских матчей «Локомотива», которые и без того можно увидеть с трибуны? Почему в стране есть два общедоступных специализированных спортивных канала, и ни один из них не транслирует матчи главного футбольного турнира Европы? Правда ли, что сложившаяся ситуация стала результатом деятельности Бориса Йордана, который вел переговоры о покупке прав для НТВ и «НТВ Плюс» в последние дни перед своим — уже очевидным к тому времени — уходом с телевидения? На эти вопросы «Известий» отвечают ведущие менеджеры спортивного телевещания России.
Олег Аксёнов, генеральный директор канала 7ТВ:
— Пытались ли вы купить права на Лигу чемпионов?
— Мы пытались купить часть пакета, понимая, что полностью Лига нам не по карману, и хотели разбить его на хайлайты, но потом по традиции НТВ и «НТВ Плюс» купили все скопом за очень большие деньги ($12 млн. — «Известия».)
— Когда будут продаваться права на следующие сезоны и будете ли вы пытаться их купить?
— Контракт на три года. Сейчас только первый год. Стоимость прошлого контракта, например, была более 10 млн швейцарских франков плюс технические затраты на спутник, на ПТС, на линии связи.
— А через три года?
— Если мы наберем достаточные финансовые средства, то поучаствуем в тендере на право показа.
— Выгодно ли вообще показывать по бесплатным каналам матчи Лиги чемпионов, не слишком ли дорогие права?
— Права слишком дорогие. Я считаю, что невыгоден показ Лиги чемпионов даже на открытом большом канале, потому что она обременена еще обязательствами перед генеральными спонсорами — Ford, Amstel и PlayStation. А это значит, что нельзя ставить рекламу пивных, автомобильных и технологических спонсоров — Samsung, LG и пр.
— Будете ли вы пытаться получить права на чемпионат Европы по футболу?
— Нет, не будем. Это дорогое удовольствие. Еще дороже, чем Лига чемпионов. По всем писаным и неписаным законам эти права предлагаются членам ЕБО. А это «Первый канал» и канал «Россия». Если вдруг они откажутся его показывать, то права предложат другим телеканалам. К тому же на чемпионат Европы по футболу деньги выделяются из государственного бюджета.
— Платные спортивные каналы — это конкуренты или нет?
— После появления бесплатного спортивного канала «Спорт» платный канал «НТВ Плюс» нам уже не конкурент. Мы стали играть на разных телевизионных полях.
— Как складываются отношения с конкурентами?
— Лично с Василием Кикнадзе замечательные, дружим семьями. А профессиональные — здоровая, а иногда и нездоровая конкуренция.
— Доколе в условиях обостряющегося интереса к спортивным зрелищам и расчищения для них эфирного пространства российский болельщик будет оставаться на голодном пайке?
— До тех пор, пока Абрамович не возьмется за спортивное телевидение в России.
Алексей Бурков, генеральный директор спортивных каналов «НТВ-Плюс»:
— Когда вы купили права на Лигу?
— Договоренность была достигнута в апреле — начале мая. Контракт был подписан буквально месяц назад.
— Правда ли, что НТВ уступил «НТВ Плюс» права на матчи среды, чтобы повысить продажу тарелок?
— Это не совсем так. В этом году УЕФА не приветствует сублицензии одного канала другому. Поэтому нам было предложено подписывать два разных контракта. Мы, естественно, заботясь о том, чтобы количество подписчиков увеличивалось, предложили НТВ заплатить несколько большую сумму, но чтобы матчи среды были эксклюзивны. Мы рисковали в этот момент. Во-первых, потому что не знали, попадет ли хотя бы одна наша команда в основную сетку Лиги чемпионов (как было с ЦСКА, так же мог и не попасть «Локомотив»). Во-вторых, жеребьевка могла пройти таким образом, что «Локомотив» мог попасть только на вторник (и выездные, и домашние матчи). Тогда бы остались вообще без показа.
— Почему открытый канал НТВ показывает только московские матчи «Локомотива» (их и так можно на стадионе увидеть), а все выездные показывает платный? Нельзя было поменяться правами?
— Правами поменяться нельзя. Потому что есть четко подписанный контракт, в котором расписаны все дни показа. УЕФА — очень консервативная организация, и ни на какие компромиссы они не идут. Есть контракт — так и будет. Но контракт был подписан еще до жеребьевки.
— А контракт подписывало нынешнее или прошлое руководство НТВ?
— Все его детали согласовывало прошлое руководство, а подписывало уже это. Наше участие или неучастие решалось на уровне холдинга.
— Окупаются ли права на Лигу на бесплатном канале?
— Нет.
— Будете ли вы пытаться получить права на чемпионат Европы?
— Пока об этом речи нет. Они принадлежат «Первому каналу» и «России». А мы этот вопрос еще даже не рассматривали.
— Доколе в условиях обостряющегося интереса к спортивным зрелищам и расчищения для них эфирного пространства российский болельщик будет оставаться на голодном пайке?
— Я думаю, что речь может идти только о переедании.
Василий Кикнадзе, генеральный директор канала «Спорт»:
— Пытались ли вы купить права на Лигу чемпионов?
— Изучали. Сказать, что пытались, нельзя. Потому что на момент продажи канал «Спорт» еще не существовал. В итоге мы решили, что это предложение не имело коммерческого смысла.
— Когда будут продаваться права на следующие сезоны и будете ли вы пытаться их купить?
— Через три года, да. Потому что тандем канала «Россия» и канала «Спорт» позволяет говорить о рациональном использовании этих прав.
— Выгодно ли вообще показывать по бесплатным каналам матчи Лиги чемпионов, не слишком ли дорогие права?
— Это зависит от конкретных условий каждого года. Прошлое предложение в условиях существования канала «Спорт» вполне обсуждаемо. Хотя Лига чемпионов — весьма трудный продукт с коммерческой точки зрения.
— Будете ли вы пытаться получить права на чемпионат Европы по футболу (он пройдет летом)?
— Они и так нам принадлежат. Мы входим в ВГТРК. И разделим их с каналом «Россия». Сохраняя при этом приоритет «России».
— Платные спортивные каналы — это конкуренты или нет?
— В той части, когда мы говорим о приобретении эксклюзивных прав на то или иное соревнование. Иногда платные каналы приобретают весь пакет прав, хотя использовать их могут только частично.
— Как складываются отношения с конкурентами?
— По-разному. С человеческой точки зрения отношения товарищеские. Будет плохо — поможем. А пока все сильны — будет ситуация борьбы.
— Доколе в условиях обостряющегося интереса к спортивным зрелищам и расчищения для них эфирного пространства российский болельщик будет оставаться на голодном пайке?
— А почему на голодном пайке? Это неправда.