Если считать вместе с «Миром» и «Звездой», которую содержит Министерство обороны, то в этом году государство планирует потратить на средства массовой информации более 62 млрд рублей (или 2 млрд долларов). Все статьи расходов не позволит привести формат материала…
Телевидение, естественно, самая дорогая для государства сфера — особенно это касается телеканала «Россия». На него уходит больше 635 млн долларов! Несколько дешевле обходится «Russia Today» — пропагандистский рупор, развёрнутый на Запад, в этом году стоит 385 млн долларов.
И это только цифры прямой поддержки телевещания. На телепроизводство «социально значимых» программ идёт ещё 35 млрд рублей, то есть более 1 млрд долларов. Эти деньги уже «размазываются» по всем каналам — от «Первого» до последнего кабельного. Плюс многочисленные статьи «патриотического воспитания» и компенсации уплаты налогов за недвижимое имущество. В общем, 2 млрд долларов — сумма круглая, но не окончательная. Многие программы поддерживаются из ведомственных фондов — скажем, активно вкладывается в телевидение МВД. И — при всей этой господдержке — телеканалы ещё и зарабатывают на рекламе!
При этом пугают не сами цифры расходов (скажем, сумма всех трат бюджета Костромской области в 2011 году — 17 млрд рублей, это вместе с врачами-учителями-дорогами, а также с собственными региональными газетами и телеканалами; то есть на деньги, выделяемые на ГосСМИ, можно содержать 3 средних российских региона, и ещё останется на доплаты пенсионерам). Пугает неэффективность этих расходов. Если арабы смогли за 15 лет построить одно из лучших СМИ в мире (телеканал Аль-Джазира), вкладывая в сотни раз меньшие деньги, и добиться окупаемости проекта, то каким результатом может похвастаться Россия? Разве что рейтингом правящего тандема.
Впрочем, появись подобный Аль-Джазире канал в России, далеко не факт, что он набрал бы достаточные рейтинги и окупился на рекламе. Российский телезритель уже давно отвык от серьёзной подачи информации. В качестве индикатора можно привести тиражи самых влиятельных и качественных отечественных газет — «Коммерсант» выходит в количестве 75 тысяч штук, и аналогичным тиражом — «Ведомости». Увы, даже при наличии сверхталантливого телевидения наш зритель предпочтёт условного малахова, который 24 часа в сутки, семь дней в неделю будет поливать его мочой с экрана.