16 сентября Сноб.ру опубликовал большое интервью с Леонидом Парфёновым, в котором журналист рассказал о новом томе издания «Намедни», закрытии «Недели» с Максимовской и других событиях в России.
О «запрете на профессию» в СССР и сейчас
«Снова есть госкарьера видного пропагандиста ленинской школы, когда ты вельможа, и участь прежней „творческой интеллигенции“ — не борца, но в пропаганде не участвующего. И вся разница в том, что тебя не возят „бортами“ и бизнес-классом, а ты сам зарабатываешь на экономический. И не селят тебя в сьюты 5*, а ты сам снимаешь ординарные номера в 4*. Вот и все „лишения“. Никого под корень не изводят, кислород не перекрывают, чтобы прямо на хлеб с маслом не заработать — такого нет.
Перекрывали при советской власти. Тогда хоть власти изображали идейный фанатизм и вроде держали госмонополию на все-все. Когда тебя тотально не печатают, никуда не пускают, работать не дают, разве только в ЖЭКе дворником — да, перекрывают. Нет этого сейчас! И никакого особого героизма, чтобы заниматься своим делом, а не стыдобище служить, нет, во всяком случае, сегодня».
О работе в советском журнале
«Я застал ленинградскую молодежную газету „Смена“, где редактором был Геннадий Селезнев. А в Ленинградском университете имени Жданова, когда я там учился, секретарем комитета комсомола был Александр Бастрыкин, а в Ленинградском обкоме комсомола секретарем была Валентина Матвиенко! Я это все уже проходил. И еще раз — не хочу и не буду. Я и там не сочинял про обсуждение в первичках речи Брежнева на съезде. Можно было, например, написать рецензию на фильм Сергея Соловьева „Сто дней после детства“».
Разворот тома «Намедни. 1946-1960». Текст о передаче Крыма доступен в блоге автора
О новом томе «Намедни»
«В октябре у меня выходит огромный том „Намедни“ с 1946-го по 1960-й. Недавно сдали в печать этот очень поучительный том. Зрелая послевоенная сталинская империя, которая страшно гордится собой и насадила свой строй в странах-сателлитах. А внутри — борьба с безродными космополитами, „Россия — родина слонов“, сладко Лемешев поет, колхозникам паспорта не дают, статья Сталина про языкознание, роскошные лимузины ЗиС, завивка „перманент“, осуждены формалистические изыски Шостаковича и Прокофьева, „генетика — продажная девка империализма“, широченные габардиновые пальто. А потом — нет правителя, и в одночасье все схлопнулось. Страх стал уходить, и оказалось, что это не строй, который вечен, а опять переходный период. Точно как наш нынешний „вождизм“».
О закрытии «Недели» с Марианной Максимовской
«То, что Марианна так долго выпускала свою программу, — это скорее случайность. Многие задавались вопросом, почему ее так долго терпят. Скорее решают так: „Ведомости“ — 60 тысяч экземпляров, аудитория, которая все равно не верит новостям федеральных каналов, а что инфляция не такая, как мы пишем, им и без того известно. Вот и РЕН был не той кнопкой, которая безусловно есть в любом ящике без настройки. Но потом дошло дело и до них, и Марианне оставили должность заместителя главного редактора. Это все индивидуально, тут нет железных правил».
О речи на премии Владислава Листьева
«Мне не обязательно лезть первым и непременно тянуть руку: „я хочу высказаться, заявить протест, доколе“. Но если меня прямо спросить: „Вы за или против?“, то я не буду говорить, что я за. В журналистику не идут сдержанные люди, да? Нормальные люди сидят и сидят, чего вякать-то? Есть разный темперамент. Один считает: „Не могу молчать“, а другие на него смотрят: „Да чего тебе нужно? Сидел бы, помалкивал“».
О согласии работать с Кохом и Йорданом во времена смены собственника НТВ
«Я больше не хотел и не мог участвовать в митинге нас самих в защиту себя самих же, демонстрируемом с экранов нами самими же. Я понимал, что мы перешли грань профессии, работаем самопропагандистами, вот и все. Я не хотел этого. Потом мы три года выпускали еженедельную программу „Намедни“, которая, смею заметить, была помоднее, повеселее, пожестче, чем программа „Итоги“, которая к тому времени совершенно забронзовела в своем величии.
Закручивание гаек началось с „Норд-Оста“. Как я знаю, меня еще тогда хотели выкинуть, но выкинули Йордана, который не выкинул меня. Коха еще раньше… Йордана уволили после „Норд-Оста“, когда Путин сказал знаменитую фразу: „Рейтинг на крови своих сограждан, если они, конечно, считают нас своими согражданами“. Это про наши чересчур резонансные эфиры и американское гражданство Йордана.
Мне было очень интересно работать с Йорданом. Тогда придумывали русский „инфотэйнмент“, орали друг на друга, ночами на работе сидели!»
Об отсутствии спроса на журналистику
«Дело вообще не в журналистах, а в аудитории. На качественную и критическую информацию сейчас нет запроса. Власть может манипулировать аудиторией, потому что аудитория на манипуляцию ведется. Если б аудитория считала, что дела в стране идут не очень и у нее был бы запрос на проблемную журналистику. Как во времена перестройки: Егора Яковлева и Виталия Коротича мог вызывать Лигачев, песочил… Но снизу перло желание читать „Московские новости“ хотя бы в темноте со стенда на Пушкинской, со спичкой зажженной!»
О политической и экономической ситуации в России
«Для человека, который в здравом уме и трезвом рассудке застал советскую власть, ничего нового, ничего удивительного в том, что происходит, нет. Мы стоим на месте, не развиваемся, это же видно.
Придется подумать, когда пузырь лопнет, неотвратимость чего многие уже подспудно ощущают. Но до последнего момента будем имперски хорохориться: да нам никто не указ! Да загранице кирдык! Да нас все боятся, значит уважают! Захотим — через две недели Киев возьмем! „Танцуй, Россия, и плачь, Европа, а у меня самая красивая опа!“ Такой вот праздник».
"— У нас у многих есть ТЭФИ, которые мы получали в годы честной конкурентной работы, когда телевидение было информационным, а не пропагандистским. И сейчас это плевок в нас, в тех, кто получал ТЭФИ именно за профессионализм и честность в своей профессии, а сейчас ценится пропагандизм и лояльность. "
Я бы ещё понял если бы это был просто разговор. Но это же интервью, в котором должны быть чёткие вопросы. И даже если вопросы бывают связаны с чем-либо на тему "пропаганды", или ещё чего, считаю, что они должны быть нейтральными и в первую очередь, позволять высказаться тому у кого берётся интервью, а не тому кто задаёт их.
Как-то неприятно от этого.
Смотрел недавно обзор Мэддисона на серию игр FIFA. Он считает что больше всего удалась 98-я: геймплей, музыка, заставки просто идеальны. Кроме того, в игру весело играть. Мэддисон говорит что на оценку могло повлиять то, что он играл в эту игру в детстве и поэтому он её идеализирует. Все следущие игры были хуже, и он аргументировал своё мнение.
Лично я фанатею по Morrowind. У меня и никнейм оттуда: просто открыл внутриигровой дневник, и в оглавлении нашёл красивое слово. Зенитар - божество торговли. Morrowind - это TES III, третья часть серии игр TES. Четвёртая мне понравилась меньше: графика лучше, да, но игровой мир крошечный, и мана восстанавливается сама, и фаст трэвел... Пятая часть вообще мрачная: того и гляди отменят магию, и сделают симулятор реальной жизни. Игра лишилась весёлости, о которой говорит Мэддисон. Несмотря на то что драки на мечах и луках это боль и смерть, игра была весёлой. А последняя игра серии мрачная.
Становятся ли счастливее успешные журналисты, писатели, музыканты, видеоблоггеры с годами? Становится ли лучше с годами их творчество? По логике - да, по факту - нет. Чаще бывает что первые выпуски игр, телепередач, фильмов, музыкальных альбомов - делаются "с душой", а последующие всё хуже и хуже. Супонев ближе к концу жизни страдал кризисом среднего возраста, ему казалось что он сделал очень мало хорошего в жизни. Видеоблоггеры с годами устают от своей работы. Анонимные разработчики игр из EA и Bethesda также становятся мрачнее и перестают вкладывать в душу в разрабатываемые ими игры.
Похоже что дело в этом. Раз в несколько лет род занятий нужно менять, а удачная работа Добродеева и Киселёва попадается с очень маленькой вероятностью. Если они сменят работу - вероятность того что они будут получать на жизнь столько же, мала. Может быть, имеет влияние потерянное чувство эйфории: вау, FIFA 97 купило 10 тысяч человек, я не мог и мечтать о таком успеха! Прошёл год, FIFA 98 купили в 100 раз больше человек, миллион, а радости больше нет... http://echo.msk.ru/programs/personalno/1281158-echo/ (с момента 28:40).
А кого-то может остановить потеря не денег, а известности. В какой-то статье на staroetv.su был отрывок об этом, суть "был нормальный человек, но как только возникла угроза потерять работу телеведущего, превратились в тряпок, готовых как угодно унижаться, лишь бы оставаться известными". Статью не могу найти.
Все те, кто прогнулись в нулевые и прогибается сейчас под силовиками и путинскими олигархами просто не нашли в себе сил бороться. Просто не смогли переступить через свое достоинство, и профессиональный кодекс.
А вот те "профессионалы", к которым возникают вопросы у беседующих в этом интервью (и не только у них), просто "расслабились и решили получать удовольствие от изнасилования". Вот, что с их мозгами произошло. Глава ВГТРК Добродеев - действительно, ярчайший пример.
Речь же идет не об упавшем качестве или повысившейся блеклости, а о том, что журналисты перестали информировать, они стали пропагандировать.
Очень жаль,что такой замечательный проект, как MiniMovie International, они с Дмитрием Анатольевичем (и командой) <s>профукали</s> забросили, предпочитая издание скандального журнальчика. И, по существу, сами покинули телетусовку. Что, безусловно, эту самую тусовку заметно обеднило.
профукализабросили, предпочитая издание скандального журнальчика. И, по существу, сами покинули телетусовку. Что, безусловно, эту самую тусовку заметно обеднило.