Июль 2003. Алексей Пушков о пятилетнем юбилее «Постскриптума»: «Мне предсказывали, что интеллектуальная аналитика обречена на провал» - Старый Телевизор
Июль 2003. Алексей Пушков о пятилетнем юбилее «Постскриптума»: «Мне предсказывали, что интеллектуальная аналитика обречена на провал»

Не так давно авторская аналитическая программа Алексея Пушкова «Постскриптум» (ТВЦ) отметила пятилетие. За эти годы она сумела добиться не только зрительской популярности, но и стать заметной и влиятельной среди аналогичных программ на нашем телевидении, что объясняется во многом колоритной личностью ее ведущего — выпускника МГИМО, кандидата наук, эксперта Мирового экономического форума в Давосе, — можно еще долго перечислять. Одним словом, Алексей Пушков — человек, сведущий в своем деле, недаром его аналитический цикл выдвинут на соискание премии «ТЭФИ»-2003.


Алексей, к кому вы обращаетесь в своей программе?


— »Постскриптум» — не для тех, кто спорит, кому идти за «Клинским», или кто делает паузу перед тем, как скушать «Твикс». В знаменитом фильме Лукино Висконти «Леопард» старый аристократ говорит молодому: «Время львов и леопардов уходит, приходит время волков и шакалов». В наше время «волков и шакалов», то есть в затянувшуюся эпоху первоначального накопления капитала, нельзя допустить, чтобы забывались истинные ценности. Только тогда есть надежда, что общество со временем поднимется, а иначе мы скатимся в афро-азиатскую заирщину — постоянно возобновляемую коррумпированную закрытую систему.


— Пятилетие аналитической программы — это довольно крупная дата, время подведения каких-то итогов, а также размышлений о достижениях и ошибках...


— Пятилетний юбилей я встречаю не столько с размышлениями о своих ошибках, сколько, как говорили в советские времена, с чувством глубокого удовлетворения. Это связано с тем, что, когда я только начинал делать «Постскриптум», мне предсказывали, что интеллектуальная политическая программа, в основе которой будут лежать не шоу, не разборки или показ каких-то шокирующих кадров, а размышление и анализ, обречена на провал. Оппоненты уверяли, что зритель не сможет и не захочет воспринимать серьезную аналитику с экрана телевизора. Но сейчас, после пяти лет выхода в эфир, могу сказать, что почти все задуманное, мне кажется, получилось. Я доволен тем, что сумел утвердить жанр строгой интеллектуальной тележурналистики.


— Впрочем, порой и в вашей программе бывают сюжеты развлекательного плана.


— Действительно, элемент развлекательности мы постепенно вводим в программу. В одном из последних выпусков рассказывали о до сих пор не разгаданном феномене самовозгорания людей; об Атлантиде и ее якобы недавно открытом местоположении; о связи профессии человека с его сексуальностью. Эти фрагменты вызвали заметную зрительскую реакцию, было довольно много звонков, но, как оказалось, далеко не все зрители поддерживают нововведения и говорят, что хотят видеть «Постскриптум» прежде всего как программу, в которой с ними серьезно говорят о серьезных вещах. Это свидетельствует о том, что у нас появилась своя, и довольно большая, думающая аудитория. И тем не менее, как показывают рейтинги, программы, разбавленные развлекаловкой, в целом воспринимаются лучше.


— В «Постскриптуме» вы представляете не только свои аналитические материалы, но и беседуете с политиками — гостями программы. Кто из собеседников вам запомнился больше всего?


— Сильное впечатление на меня произвел Генри Киссинджер — очень глубокий и мудрый человек, настоящий стратег с долгосрочным взглядом на политику. Из наших же политиков мне запомнился Александр Беспалов — тем, что совершенно не похож на публичного политика: в беседе он сказал минимальное количество слов и в отличие от других своих коллег, стремящихся говорить красиво, свои ответы спрямлял до такой степени, что в них оставалась только голая суть, никакого, так сказать, обрамления.


— В одном из интервью вы сказали: «Я размещаю свои программы на поле несогласия с общей идеологией». Что вы имели в виду?


— Должны быть телевизионные программы, которые обязательно станут спорить с властью, обсуждать принимаемые ею решения. А иначе мы из коммунистического правления попадем в другую, чуть более завуалированную диктатуру больших денег с выборами и якобы свободной прессой. Ведь любая идеология, в том числе и либерально-демократическая, является средством манипулирования обществом. Но я считаю, что при процессе демократизации России было совершено большое количество ошибок и национальных преступлений, на которые нельзя закрывать глаза. Иначе мы потеряем критерий, что правильно, а что нет, — и никогда не построим общество, о котором большинство людей мечтает.


— Любая аналитическая программа является политическим рупором канала, на котором она выходит. Насколько вы свободны в своих выступлениях и оценках?


— Отношения «Постскриптума» с мэрией — благожелательная нейтральность. Я свободен во всем, что говорю, но с тем пониманием, что нигде в мире телеканал не выступает против своего собственника. Но за пять лет существования программы я не получил ни одного руководящего указания: не было ни одного случая, чтобы люди из мэрии попытались мне что-то запретить или, наоборот, что-то настойчиво рекомендовали. Заказных кампаний против каких-либо политиков у меня также не было.


— Однако вы неоднократно «прикладывали» А.Чубайса, который считается оппонентом московских политиков.


— Это не было политическим заказом. Если бы я не сделал программы о Чубайсе, меня бы никто не упрекнул. Мои разногласия с Анатолием Борисовичем начались еще до того, как я пришел на ТВЦ. Я никогда не соглашался с той политической практикой, которую он осуществляет, и высказывал свою позицию не раз в различных печатных СМИ еще до работы на телевидении, а получив программу, стал выражать свое несогласие в рамках телеэфира.


— В связи с приближающимися выборами что-либо в вашей программе изменится?


— Никаких установок от руководства у меня на данный момент нет. Но все будет зависеть от хода избирательной кампании, действий других СМИ. Я считаю, что неангажированным можно быть тогда, когда неангажированы остальные. Если в ходе кампании основные газеты и телеканалы будут сохранять ту сдержанность, о которой сейчас так много говорит Вешняков, если законы об избирательной кампании будут соблюдаться, а не перекрываться сплошным черным пиаром, то тогда моя программа сохранит свою объективность и неангажированность. А если начнется такая же эфирная рубка, как во время выборов 1999 года, то сами понимаете...


— Как человек, достаточно погруженный в политику, вы, наверное, можете ответить на вопрос: что она больше напоминает — зоопарк, цирк или террариум?


— Для меня политика — это прежде всего стихия страстей человеческих, возможно, за исключением любовных. Но если отвечать на ваш вопрос, то коридоры власти — это, конечно, террариум. Отношения в Госдуме между политическими партиями, парламентскими коалициями очень часто напоминают цирк. А зоопарк с наличием значительного числа хищников — это наш большой бизнес. Хотя я бы не стал его сводить к зоопарку. Российский бизнес — это дикий парк, но не юрского, а переходного периода, что иногда даже пострашнее.


Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий
Поиск по разделу
Смотрите также
Умер один из основателей НТВ Игорь Малашенко
Дорогое вещание. Телеканалы в регионах не смогут создать мультиплексы для цифрового ТВ
Минкомсвязь предлагает запускать третий мультиплекс в отдельных регионах
Совет Федерации: создать третий мультиплекс, обеспечить врезку регионального контента в федеральный канал
Сенаторы предложили включить региональные телеканалы в третий мультиплекс
2 октября 2003. «Авторскому телевидению» 15 лет. Сергей Фомин вспоминает, как начиналось АТВ, чем запомнилось и что от него осталось
Весна 2004. Ведущий «Своей игры» Пётр Кулешов: «У нас очень демократичный подход, но я делаю всё, чтобы игра была зрелищной»
23 октября 2003. Шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!» показывает, что общество и СМИ разучились публично обсуждать вопросы