В 2008 году из российского медиамарафона выбыло немало участников. С дистанции сошло много узнаваемых брендов с многолетней историей. Кого-то подкосил кризис, а кого-то, увы, низкий рейтинг, не обошлось и без спора хозяйствующих субъектов. Начнём по порядку.
Телепрограмма «Времечко» — долгожитель медийного пространства, которого не стало в 2008 году. Проект компании «Авторское телевидение» появился в 1993 году, выходил на разных федеральных каналах (вначале на первой «кнопке», а с 1998 года на ТВЦ) и за годы существования стал своего рода кузницей кадров, из которой вышли многие популярные ведущие. На слуху такие телеведущие, как Тина Канделаки, Екатерина Гордон, Фекла Толстая. Все они успели поработать во «Времечке».
Причиной закрытия «Нового времечка» (так программа называлась с 2006 года) стал низкий рейтинг — нет приговора суровей для программы. Видимо, за 15 лет малоподвижный формат интерактивного общения с телеаудиторией (звонки в прямой эфир с неизменным «Представьтесь, пожалуйста, вы в эфире. Вас плохо слышно») телезрителям поднадоел.
Старший брат «Времечка» — исключительно в морфологическом смысле — программа Владимира Познера «Времена», выходившая на Первом канале с 2000 по 2008 год, в начале сентября была закрыта по инициативе самого ведущего. Во всяком случае подоплеку закрытия «Времен» Познер описал именно так. В интервью «Ленте.ру» тележурналист пояснил: «Я пришел к выводу, что программа восемь лет в эфире, и, в общем-то, она себя, на мой взгляд, если не исчерпала, то, по крайней мере, выполнила ту задачу, которую я ставил перед ней. Мне стало не так уж интересно ее делать».
Но многих, судя по всему, такое объяснение не удовлетворило. Молва объясняла закрытие еженедельной дискуссионной передачи тем, что на отечественном телевидении попросту не осталось места для аналитических программ. Не исключено, что в условиях полной победы над телецензурой, и особенно в новейший послевоенный период (летний конфликт в Южной Осетии), сама мысль о присутствии в эфире аналитических передач кому-то из телевизионных боссов показалась не совсем правильной.
И хотя президент Дмитрий Медведев неоднократно выступал в поддержку конституционного принципа о недопустимости цензуры (что, впрочем, не помешало ему изменить основной закон в части увеличения президентского срока), характерную примету 2008 года, в соответствии с которой доля телевизионного анализа в вещательной сетке стремится к нулю, также подтверждает закрытие на НТВ «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым».
Конечно, «Времена» и «Воскресный вечер», как говорят в Одессе, это были две большие разницы — чисто в силу зрительских предпочтений: кому-то не нравится манера Познера, а кому-то — Соловьева, может, кому-то были не по душе точность и масштабы оценок этих ведущих, но в 2008 году стало окончательно ясно: прошли те времена, когда на российском телевидении допускалось свободное выражение суждений и мнений.
Простой пример. 17 ноября в первом же выпуске программы «Познер» на Первом канале (новая авторская передача Владимира Познера в жанре интервью) московский мэр Юрий Лужков выразил личную точку зрения на то, что неплохо бы вернуться к выборности глав регионов, поскольку избранные, а не назначенные сверху, губернаторы в глазах избирателей более легитимны. Дмитрий Медведев отреагировал незамедлительно: на следующий день он предложил главам регионов, которых не устраивает сложившаяся в стране «вертикаль власти», подать заявление об уходе по собственному желанию.
Спор хозяйствующих субъектов и подмена понятий
В контексте дискуссии о свободе слова стоит отдельно упомянуть борьбу вокруг анимационного телеканала «2×2», принадлежащего холдингу «ПрофМедиа». «Лента.ру» внимательно следила за конфликтом, который, по сути, был «спором хозяйствующих субъектов». Напомним, в марте по инициативе российских протестантов-пятидесятников телеканалу было вынесено предупреждение о недопустимости пропаганды насилия и жестокости. Недовольство верующих вызвали мультсериалы «Маленькие лесные друзья» и «Приключения Большого Джеффа».
Эти сериалы, по мнению представителей РОСХВЕ (Российское объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятники)), мешали духовному развитию малолетних россиян. В сентябре к шумной кампании по борьбе за высокодуховную нравственность присоединились прокуратуры (сперва столичная, затем Генеральная), усмотревшие в деятельности канала ни много ни мало признаки экстремизма. Присоединились к борьбе за спасение детей от тлетворного влияния мультфильмов и мусульманские организации Северного Кавказа — региона, в котором «2×2», кстати, даже не транслируется.
И только после того, как в октябре руководство холдинга «ПрофМедиа» рассказало широкой общественности о предыстории конфликта — оказалось, что холдинг с 2001 года предоставлял протестантским проповедникам телеэфир, а после запуска «2×2» в 2007 году перестал это делать, стало понятно, откуда торчат уши. К глубокому удовлетворению российских поклонников анимации конфликт завершился для канала благополучно: в октябре Россвязькомнадзор продлил «2×2» вещательную лицензию до 2013 года, поставив официальную точку в споре.
Но, как подметили многие, в общественном сознании произошла весьма интересная подмена, — во время многочисленных общественных акций в поддержку телеканала общий настрой был таким, что, мол, зрители сейчас ведут борьбу (конечно же, либеральную) против мракобесия и цензуры на телевидении, отстаивая свое право смотреть то, что им нравится. В итоге зрители отстояли свое право на просмотр анимации, и эта победа, как одно из достижений гражданского общества, обсуждалась с размахом, и чувством глубокого удовлетворения.
Однако в то же самое время с протестами против засилья на федеральных каналах пропагандистских программ («Однако, здравствуйте!») и отсутствия на телевидении открытых дискуссионных площадок выступали на «маршах несогласных» только воинствующие либералы, давно превратившиеся в условиях информационного вакуума в маргиналов. Но их протесты остались незамеченными для широкой публики.
На ком сказался кризис
Медиахолдинг РБК сократил 10 процентов сотрудников. Питерская телекомпания «Петербург — Пятый канал» заявила об увольнении 15 процентов персонала. Государственная «Российская газета» приступила к сокращению своей корреспондентской сети, — по разным данным, издание закроет половину региональных корпунктов. Издательский дом «Коммерсант» перестал выпускать журнал «Молоток». Объявлено, что другой журнал «Коммерсанта» — «Автопилот» — также больше не будет выходить. Причина: убытки.
Крупнейший производитель сериалов в России компания «Амедиа» в пять раз сократила штат и заморозила до лучших времен финансирование около 70 проектов. Прекратился выпуск газеты «Московский корреспондент», как сообщалось, из-за нехватки денег у инвестора издания — бизнесмена Александра Лебедева. В редакции ИД «Афиша» заявили, что будет уволена треть сотрудников.
И это только те проблемы, о которых стало известно. Об истинных масштабах происходящего в российском медиабизнесе остается только догадываться. Но очевидно одно — дела идут не блестяще. Общий депрессивный настрой работников медиаиндустрии усугубляется тем, что многие опасаются увольнений под «кризисным» предлогом.
Известный журналист Сергей Доренко, возглавивший в сентябре радиостанцию «Русская служба новостей», в беседе с «Лентой.ру» так выразил эту мысль: «Кризис, к счастью, стал превосходным оправданием любого увольнения, как вы понимаете. Говорим о кризисе, но часто думаем о профнепригодности». По словам Доренко, под «кризисный шумок» он успел уволить около 30 человек.