В воскресенье, 18 марта, в тот самый день, когда у телецентра «Останкино» сотни людей митинговали «против вранья НТВ», этот канал повторил в вечерний прайм-тайм фильм «Анатомия протеста», из-за которого, собственно, и разгорелся скандал со «враньем». Сетевая общественность не устает изобретать все новые способы насолить каналу. И чем дальше, тем более очевидно, что ничего она ему сделать не может.
Уже можно составить целый рейтинг более или менее дурацких инструментов, при помощи которых либеральная общественность и «сетевые хомячки» (сильно пересекающиеся множества) надеются застыдить НТВ.
16 марта ЖЖ-юзер ottenki_serogo приступил к составлению списка рекламодателей НТВ. Идея заключается в том, чтобы объявить бойкот товарам этих компаний, вынудить их перестать давать рекламу на НТВ и тем самым создать каналу финансовые неприятности. Ну и кто тут готов единовременно отказаться от продукции всех компаний, которые рекламируются на НТВ? Это, на минутку, вся «большая тройка» сотовых операторов, куча соков, косметики, одежды — да всего на свете. И еще, например, платежная система Visa, при помощи которой чуть не полстраны получает зарплату на банковскую карту.
17 марта «Новая газета» опубликовала список сотрудников программы НТВ «ЧП. Расследование», в рамках которой вышел фильм «Анатомия протеста». В сопроводительном тексте фигурантов списка всячески ругают, обзывают клеветниками и трусами и призывают покаяться. Ага, вот сейчас руководитель «ЧП» Алексей Малков (прославившийся еще «разоблачительными» фильмами о Михаиле Ходорковском времен первого дела ЮКОСа) прочитает «Новую», расплачется — и выйдет на Красную площадь босиком и в рубище, просить у народа прощения.
В тот же день бывший руководитель «Газпром-медиа» Альфред Кох в фейсбуке призвал бойкотировать НТВ. Какой в этом смысл и как этот бойкот можно будет потом «пощупать» — непонятно совершенно: аудитория измеряется при помощи специальных приборов, которые приставлены к нескольким тысячам телевизоров по всей стране, и никакой бойкот на этих замерах почти наверняка никак не отразится. И это не говоря о том, что рекламные бюджеты верстаются по осени на год вперед при участии косого десятка посредничающих агентств и подперты монументальными контрактами. Обывателю, может, и позволительно считать, что какой-нибудь Procter and Gamble, если ему вдруг вздумается, может вот так за один день снять свою рекламу с НТВ и вернуть деньги. Но Альфред Кох-то, знающий этот бизнес вдоль и поперек?!
Собственно, Procter and Gamble, почему-то посчитавший необходимым отреагировать на истерию в блогосфере, как раз и напомнил в своем заявлении о принципе «бизнес прежде всего»: мы, дескать, не пойдем на поводу у тех, кто пытается сделать компанию заложником политического конфликта. За вычетом того, что это заявление повышает градус безумия до каких-то совсем уж невероятных показателей, можно считать его достойным ответом.
Того же 17 марта телеведущая Елена Чекалова призвала приличных людей с НТВ (поименно: Алексея Пивоварова, Вадима Такменева, Антона Хрекова, Екатерину Гордееву) публично выразить свое несогласие с редакционной политикой.
Как уже не раз и не два объясняли бывшие и действующие сотрудники НТВ, канал состоит из трех дирекций (новостного вещания, праймового вещания и правового вещания), которые обычно вообще не знают, кто из них чем занимается. Причем дирекция правового вещания, сотворившая «Анатомию протеста» и все остальные «разоблачительные» фильмы НТВ, даже внутри канала считается этаким «чумным бараком». Так что приплетать сюда Пивоварова, Такменева и остальных — по меньшей мере странно.
Но пусть даже они выступят. Выразят протест. Ну, будет публичный скандал. Ну, уволят кого-то — журналистов, не топ-менеджеров канала. Ну, не станет «Центрального телевидения» — будет победа?
К бойкоту же призывает сетевой «Ежедневный журнал». По старой традиции, собирают подписи. Не собрали и тысячи. Конец НТВ, точно.
Но чемпион тут, как всегда, Алексей Навальный. 19 марта он предложил ни много ни мало «перехватывать» телевизионный сигнал и вместо новостей Первого канала или программы «ЧП. Расследование» показывать самодельные ролики с «правдой». Что, кто-то всерьез ожидает, что если вот сейчас нажать тут на кнопочку и там дернуть рычажок — то по экрану побежит легкая рябь, а потом вместо записного телелжеца появится светлый лик в маске Гая Фокса, немедленно сразит всех своей правдой — и «оковы тяжкие падут»?
Короче, грустная правда состоит в том, что, в общем-то, никто ничего НТВ сделать не может. По крайней мере, ничего такого, что было бы и красиво, и эффектно, и прямо сейчас. Тем более что всем же вроде бы понятно, что НТВ — это всего лишь инструмент, а на тех, кто держит его в своих руках, никакие бойкоты впечатления не произведут.
А еще более грустная правда — что люди как-то массово стали терять чувство реальности. Вот неужели ни у кого из всех этих борцов с НТВ, со всеми этими бойкотами и перехватами телесигнала, со всем этим оголтелым пафосом, не возникает ощущения, что они становятся персонажами какого-то нелепого анекдота?