Вчера акционеры СТС представили коллективу телекомпании нового генерального директора Александра Роднянского, главного акционера и генерального продюсера крупнейшего частного украинского телеканала "1+1". Сразу после вступления в должность господин Роднянский заявил обозревателю Коммерсантъ Арине Бородиной, что СТС намерен конкурировать со всеми каналами, но останется вне политики.
СТС — первый сетевой российский канал, построенный по принципу партнерства с региональными телестанциями. Канал начал вещание 1 декабря 1996 года на дециметровой частоте. 75% минус одна акция СТС принадлежит американской компании StoryFirst Communications (SFK), 25% плюс одна акция — у "Альфа-групп". Сейчас в сеть СТС входит более 170 телекомпаний, вещающих в 362 городах России. Потенциальная аудитория СТС — 86 млн человек. С начала 2002 года, по данным TNS/Gallup Media, доля зрительской аудитории СТС в Москве составила 6,3%. По итогам 2001 года канал занял пятое место, уступив только метровым каналам ОРТ, РТР, НТВ и не отключенному тогда еще от эфира ТВ-6.
— Вас называют ставленником "Альфа-групп". Как же им удалось, имея 25% плюс одну акцию, провести своего кандидата на должность гендиректора СТС?
— Это вопрос не ко мне, а к акционерам СТС. Но я думаю, что это было не только желанием "Альфа-групп". Внутри StoryFirst Communications также существовало понимание необходимости радикальных изменений на СТС. Предыдущий менеджмент добился больших успехов в первую очередь по экономическим показателям, но все понимали, что в связи с бурным развитием телерынка нужны изменения — для будущего СТС. Так что если инициатива и была у "Альфы", то она была поддержана существенной частью акционеров SFK.
— Но вы согласны с тем, что вы ставленник "Альфа-групп"?
— Я бы так не сказал. Но могу сказать, что, бесспорно, акционеры, представляющие "Альфа-групп", были более активны в разговорах со мной. Но и основатель SFK Питер Герви неоднократно со мной встречался и приложил немало усилий, чтобы добиться от меня понимания задач СТС.
— Есть две версии, зачем "Альфа-групп" нужно было менять гендиректора на СТС. Первая — накануне выборов в России сделать канал общественно-политическим. Вторая — поднять с вашей помощью за три-четыре года стоимость телекомпании с тем, чтобы акционеры смогли выгодно ее продать.
— Со мной акционеры обсуждали только возможность последнего варианта. О политике и появлении политических новостей речь не шла. Лично я считаю, что политики на канале нужно избежать. Но это не означает, что в эфире СТС не появится неполитических новостей.
— Но ваш канал "1+1" и вы лично на Украине играли важную роль на политической сцене. Отчего такая резкая смена деятельности?
— "1+1" начинался без политики, а новости появились уже потом. Канал-лидер, каким является "1+1", не может быть не интегрирован в политический процесс. Новости и политические программы приносили каналу одновременно и успех, и огромные неприятности. Для меня же сейчас интересно совершенно другое телевидение, я бы сказал зрительское. Поэтому мне было ужасно интересно предложение, связанное с СТС. У меня накопился определенный объем идей и решений, которые никогда еще не были осуществлены. Но это касается такого живого телевидения, а каналы-лидеры, с которыми я имел дело и каковым являлся "1+1" на Украине, в своих интонациях и концепциях все-таки достаточно консервативны. Поэтому при своем выборе я исходил прежде всего из творческой мотивации и, принимая предложение, я твердо для себя решил, что СТС не будет политическим инструментом.
— Но у "Альфа-групп" особые отношения с Кремлем, и в период выборов, который наступит в будущем году, лишний телеканал, задействованный в политических баталиях, власти бы не помешал. Получается, что "Альфа" сознательно отстранилась от большой политики?
— Еще раз скажу, что перед тем как я принял решение вступить в эту должность, ни один человек, а тем более из "Альфы", не говорил со мной о каких бы то ни было политических кампаниях. И если бы этот вопрос возник, это бы заставило меня сомневаться. Наоборот, мы обсуждали с акционерами, что СТС сохраняет свой брэнд развлекательного телевидения, молодежную направленность, пытаясь при этом расширить возраст зрительской аудитории.
— А продажа доли "Альфа-групп" в СТС в будущем не исключена?
— Это решать акционерам. У бизнес-компании одна цель — достижение высоких экономических и финансовых результатов. В любом случае говорить о возможной продаже или непродаже можно будет не раньше чем через три-четыре года.
— Приходя работать на российский рынок, понимаете ли вы, что вам придется играть по его правилам, где очень многое связано с политикой и очень жесткой, а порой жестокой конкуренцией, и те, кого вы считаете своими друзьями, могут превратится в ваших конкурентов?
— Я отдаю себе отчет в очень многих вещах. Но со своей стороны я могу обещать цивилизованные и ясные правила игры и неучастие в политике. В остальном жизнь покажет.
— С министром печати Михаилом Лесиным вы обсуждали ваше назначение? Ведь ни одно серьезное решение на российском медиарынке не принимается без его участия.
— По этому поводу я специально с ним не говорил, но абсолютно убежден, что он в курсе дела. И если бы Михаил Юрьевич был не согласен с таким решением, он бы нашел способ высказать свое мнение и меня оповестить.
— Гендиректор ОРТ Константин Эрнст — ваш близкий друг, но сейчас вы становитесь конкурентами. Насколько сложно будет по-новому выстраивать отношения?
— Честно говоря, я не вижу никаких оснований, чтобы отношения с моими друзьями изменялись оттого, что я принял предложение возглавить СТС. С Константином Львовичем я дружу много лет, мы были друзьями еще задолго до того, как он стал руководить ОРТ. Конечно, в силу наших давних отношений я с ним советовался, и если бы у него были какие-то сомнения или возражения по поводу моей новой работы, он бы мне честно сказал, но не исходил бы при этом из интересов ОРТ. Поэтому я убежден, что мы сумеем сохранить дружеские отношения.
— Правда ли, что вы ведете переговоры о покупке у ОРТ ряда сериалов для эфира СТС?
— Я еще только вступил в должность гендиректора СТС, поэтому я бы на эти вопросы не стал отвечать.